Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/228

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 79 —

ние, спрашивая, однако, о вещи, которая возможна лишь под условием такого сознания, потому что она основана на форме последнего, именно субъекте, объекте, пространстве и времени, — спрашивая, значит, о своем индивидуальном бытии. Так вот, философия, дающая себе ясный отчет во всех этих условиях и ограничениях как таких, трансцендентальна, и, поскольку она объявляет всеобщие осново-определения объективного мира делом субъекта, постольку она — трансцендентальный идеализм. — Мало-помалу люди придут к сознанию, что проблемы метафизики неразрешимы лишь настолько, насколько уже в самых вопросах содержится противоречие.

Трансцендентальный идеализм вовсе не оспаривает, однако, у предлежащего мира его эмпирической реальности, он только удостоверяет, что она не безусловна, имея своим условием наши мозговые функции, из которых получаются формы воззрения, т. е. время, пространство и причинность, — что, следовательно, самая эта эмпирическая реальность — лишь реальность явления. Если, теперь, в ней проходит перед нами множественность существ, из которых одно постоянно погибает, другое возникает, а нам известно, что только благодаря интуитивной форме пространства, возможна множественность и только благодаря интуитивной форме времени, возможны гибель и возникновение, — то мы признаем, что подобный ход вещей не имеет абсолютной реальности, т. е. что он не принадлежит сказывающейся в этом явлении сущности в себе самой, которая, напротив, если бы только можно было устранить указанные познавательные формы, как стекло из калейдоскопа, предстала бы, нам на удивление, как нечто единственное и пребывающее, как непреходящее, неизменное, тождественное себе, несмотря на все кажущиеся изменения, — быть может, даже вплоть до самых частных определений. Согласно такому взгляду, можно установить следующие три положения:

1) Всеединая форма реальности, это — настоящее; только в нем реальное встречается непосредственно и всегда содержится целиком и сполна,

2) Истинно-реальное не зависит от времени, т. е. оно одно и то же во всякий момент времени.

3) Время, это — интуитивная форма нашего интеллекта и потому чуждо вещи в себе.

Эти три положения в сущности тождественны. Кто ясно уразумеет как их тождественность, так и их истинность, тот сделает большой шаг вперед в философии, постигнув дух трансцендентального идеализма.

Вообще, очень и очень богато выводами это кантовское учение об идеальности пространства и времени, изложенное им столь сухо и без-