Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/394

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 245 —

не всегда только в организме, а иногда и вне его, то в последнем случае за рассматриваемым мозговым феноменом, который до сих пор представлялся нам столь все субъективным, как простые сновидения, даже только как сон наяву, — вновь будет обеспечена реальная объективность, т. е. действительно-причинное отношение к чему-нибудь лежащему вне субъекта, — обеспечена совсем с другой стороны, и она, эта объективность, как бы возвратится с заднего крыльца. — Я перечислю здесь, поэтому, более отдаленные причины данного явления, поскольку они нам известны, при чем я прежде всего замечу, что покуда они кроются исключительно внутри организма, феномен получает название галлюцинации, утрачивая его однако и приобретая различные другие наименования, когда можно указать или по крайней мере предположить какую-либо причину, лежащую вне организма.

1) Наиболее частой причиной рассматриваемого мозгового феномена бывают сильные, острые болезни, особенно горячка, вызывающие умственное расстройство, при котором этот феномен всем известен под названием горячечного бреда. Эта причина, очевидно, содержится только в организме, хотя самая горячка может быть обусловлена и внешними причинами.

2) Сумасшествие, хотя далеко не всегда, все же сопровождается порою галлюцинациями, причину которых надо видеть в ближайшим образом вызывающих его болезненных условиях, — а они содержатся большею частью в мозгу, но часто также и в остальном организме.

3) В редких, но, к счастью, вполне удостоверенных случаях, при отсутствии горячки или какой-нибудь другой острой болезни, не говоря уже о безумии, возникают галлюцинации в виде появления человеческих образов, до неузнаваемости сходных с действительными. Наиболее известный случай этого рода был с Николаи; последний сделал о нем в 1799 г. доклад берлинской академии, впоследствии отпечатанный отдельно. Подобный же рассказ можно найти в Brewster’овом Эдинбургском научном журнале, т. 4, № 8, окт., апрель 1831, а несколько других фактов дает Brierre de Boismont (des hallucinations, 1845, 2-е изд. 1852), книга которого весьма ценна для всего исследуемого нами вопроса, почему я и буду на нее часто ссылаться. Правда, в ней совсем нет глубокого объяснения соответственных феноменов; она даже, к сожалению, лишена действительного, а не кажущегося только систематического построения. Но это очень богатая, осмотрительно и критически собранная компиляция всех сколько-нибудь касающихся нашей темы случаев. К специальному вопросу разбираемому нами сейчас, особенно относятся в ней наблюдения 7, 13, 15, 29, 65, 108, 110, 111, 112, 114, 115, 132. Вообще же надлежит признать и взвесить то обстоятельство, что среди фактов, лежащих в области