Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/49

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 44 —

ждении, о котором в новейшее время поведал Кольбрук из древней индостанской философии. В изложении индусских философских школ, которое он дает в первом томе „Transactions of the Asiatic Society of Great-Britain“, 1824 г. он на стр. 110, приводит следующее учение школы Hiara[1]. „Воля (volition, Yatna), напряжение или проявление воли, представляет собою самоопределение к действию, доставляющее удовлетворение. Желание — повод к этому самоопределению, восприятие — его мотив. Различают два вида восприемлемого напряжения воли: то, которое проистекает из желания, стремящегося к приятному, и то, которое проистекает из отвращения, бегущего от неприятного. Есть еще и третий род напряжения воли, который ускользает от ощущения и восприятия, но к существованию которого заключают от аналогии с произвольными действиями; он обнимает животные функции, имеющие своей причиной невидимую жизненную силу“ (Another species, which escapes sensation or perception, but is inferred from analogy of spontaneous acts, comprises animal functions, having for a cause the vital unseen power). Очевидно, „животные функции“ надо понимать здесь не в физиологическом, а в популярном смысле слова, — т. е. органическая жизнь бесспорно выводится здесь из воли. — Подобное же указание Кольбрука мы находим в его докладах о Ведах („Asiatic researches“, т. 8, стр. 426), где говорится: „Азу — бессознательное желание, которое осуществляет всякий акт, необходимый для сохранения жизни, каково, например, дыхание“ и т. д. („Asu is unconscious volition, which occasions an act necessary to the support of life, as breathing etc“).

Впрочем, то, что я свожу жизненную силу к воле, нисколько не противоречит старому разделению функций этой силы на репродуктивность, раздражительность и чувствительность. Это разделение остается глубоким и дает повод к интересным соображениям.

Репродуктивная сила, объективированная в клеточной ткани, представляет собою главный отличительный признак растения и является растительным началом в человеке. Когда она получает в каком-нибудь человеке преобладающее значение, мы предполагаем в нем флегму, медлительность, косность, тупоумие (беотийцы), — хотя это предположение и не всегда подтверждается. — Раздражительность, объективированная в мускульных волок-

  1. Всюду, где я привожу места из книг, написанных на живом языке, я предлагаю их в переводе, но цитирую по оригиналу; самый же оригинал присоединяю только в тех случаях, когда перевод мой может возбуждать какие-нибудь сомнения.