Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/501

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 352 —


„Dass oft die alterbesten Gaben
Die wenigsten Bewund’rer haben,
Und dass der grösste Theil der Welt
Das Schlechte für das Gute hält;
Dies Uebel sicht man alle Tage.
Jedoch wie wehrt man dieser Pest?
Ich zweifle, dass sich diese Plage
Aus unsrer Welt verdrängen lässt.
Ein einzig Mittel ist auf Erden,
Allein es ist unendlich schwer:
Die Narren müssen weise werden;
Und seht! sie werden’s nimmermehr.
Nie kennen sie den Werth der Dinge.
Ihr Auge schliesst, nicht ihr Verstand:
Sio loben ewig das Geringe,
Weil sie das Gute nie gekannt“[1].

К этому умственному бессилию людей, вследствие которого прекрасное, как говорит Гете, получает себе признание и оценку еще реже, чем встречается, примыкает еще, как и во всех других случаях, их нравственная негодность, именно в форме зависти. Ведь приобретаемая нами слава всякий раз еще одного человека возвышает над всеми ему подобными, которые, следовательно, ровно настолько же бывают унижены, — так что всякая выдающаяся заслуга получает свою славу на счет тех, у кого заслуг не имеется.

„Wenn wir Andern Ehre geben,
Müssen wir uns selbst entadeln“[2].

Гете. З.-В. Диван.

Отсюда понятно, что в какой бы области ни явилось прекрасное, вся столь многочисленная посредственность немедленно заключает союз и составляет заговор, чтобы не давать ему ходу и даже, если можно, задушить его. Ее тайный пароль: à bas le mérite. Но даже и лица, сами обладающие заслугами и приобревшие уже ими славу, неохотно взирают на появление новой славы, блеск которой в соответственной мере затемняет их собственную. Поэтому даже Гете говорит:

„Hätt’ich gezaudert zu werden,
Bis man mir’s Leben gegönt,
Ich wäre noch nicht auf Erden,

  1. „Что часто наилучшие дарования имеют всего меньше поклонников и что огромнейшая часть людей считает дурное за хорошее: это — зло повседневное. Однако как же избавиться от такой беды? Сомневаюсь, чтобы это горе можно было изгнать из нашего мира. Есть для этого единственное средство на земле, но оно бесконечно трудно: надо, чтобы глупцы стали мудрыми. Но увы! этого никогда не будет. Никогда не знают они цены вещей. Судит их глаз, а не ум. Они вечно хвалят ничтожное, ибо не имеют понятия о хорошем“.
  2. „Воздавая честь другим, мы необходимо лишаем чести себя самих“.