Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/578

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



ГЛАВА VI.
О различии между возрастами.

Чрезвычайно хорошо сказал Вольтер:

Qui n’a pas l’esprit de son âge,
De son âge a tout le malheur.

(„Кто не обладает духом своего возраста, тот несет на себе все горе этого возраста“).

Поэтому уместно будет в конце наших эвдемонологических рассуждений бросить взгляд на те перемены, какие производятся в нас возрастами.

В течение всей нашей жизни в распоряжении нашем всегда бывает лишь одно настоящее, и никогда не располагаем мы чем-либо бо̀льшим. Различается оно только тем, что вначале мы видим долгое будущее впереди, а под конец — долгое прошлое позади нас, и еще тем, что темперамент наш, но не характер, претерпевает некоторые изменения, благодаря чему настоящее всякий раз принимает иную окраску.

В своем главном произведении, т. 2, гл. 31, стр. 394 и сл. (по 3-му изд. 449 и сл.) я разъяснил, что в детстве мы являемся гораздо более существами познающими, нежели волящими, и почему это так. От этого именно зависит то счастливое состояние первой четверти нашей жизни, которое впоследствии придает ей вид потерянного рая. В детстве у нас мало связей, и потребности наши незначительны, т. е. имеется у нас мало импульсов для воли: бо̀льшая часть нашего существа уходит, таким образом, на познание. — Интеллект, подобно мозгу, уже на 7-м году приобретающему свои полные размеры, рано достигает своего развития, если и не зрелости, и все время ищет себе пищи в целом мире еще нового бытия, где все, все блещет прелестью новизны. Отсюда и происходит, что наши детские годы представляют собою непрерывную поэзию. Ведь сущность поэзии, как и всякого искусства, заключается в восприятии платоновской идеи, т. е. того, что в каждом единичном явлении есть существенное и потому общее целому классу: