Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/613

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 464 —

екта, как из непосредственно данного, т. е. новая философия со времени Декарта, и что, следовательно, древние просмотрели самое важное. Но окончательно убеждаешься в этом лишь тогда, когда, углубившись в самого себя, сознаешь в себе чувство изначальности, заложенное в каждом познающем существе. Более того. Каждый, даже самый ничтожный человек находит себя в своем непосредственном самосознании как наиреальнейшее существо и необходимым образом познает в себе настоящее средоточие мира, первоисточник всякой реальности. Неужели это изначальное сознание ложно? Сильнейшее выражение этой мысли дают следующие слова Упанишада: „hae omnes creaturae in totum ego sum, et praeter me ens aliud non est, et omnia ego creata feci“ (Oupnekh. I, p. 122), — слова, которые являются, конечно, переходом к иллюминизму и даже мистицизму. Таков результат размышления, направленного внутрь; направленное же на внешний мир оно выставляет целью нашего существования горсточку праха[1].

§ 21.

Что касается разделения философии, которое в особенности важно для изложения ее, то с моей точки зрения заслуживает внимания следующее.

Хотя философия и имеет своим предметом опыт, однако не тот или иной определенный опыт, подобно другом отраслям знания: область ее — самый опыт, опыт вообще и как такой, в отношении его возможности, его пределов, его существенного содержания, его внутренних и внешних элементов, его формы и материи. Что философия, сообразно с этим, должна иметь во всяком случае эмпирическое основание и не может быть вытканной из чистых, абстрактных понятий, это я уже достаточно показал во втором томе своего основного произведения, глава 17, стр. 180—185 (3. изд., 199 след.), а также резюмировал вкратце и выше, в § 9. Из предложенного плана философии вытекает далее, что прежде всего должна быть рассмотрена ею та среда, в которой является опыт вообще, вместе с формою и свойствами последнего. Этой средою служит представление, познание, стало быть, — интеллект. Сообразно с этим всякая философия начинает с исследования познавательной способности, ее форм и законов, а

  1. Конечное и бесконечное — понятия, имеющие смысл исключительно в отношении времени и пространства, так как оба последние бесконечны, т. е. беспредельны, и в то же время оба делимы в бесконечность. Если же оба эти понятия применять, кроме того, и к другим вещам, то последние должны быть таковы, чтобы, наполняя пространство и время, становиться причастными указанным их свойствам. Это дает возможность измерить грандиозность того злоупотребления, которое допускали этими понятиями лже-философы и пустозвоны нашего века.