Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/833

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 684 —


ГЛАВА XI.
Дополнения к учению о ничтожестве существования.

§ 142.

Ничтожество это выражается во всей форме существования, в бесконечности времени и пространства в противоположность конечности индивидуума в том и другом; в лишенном длительности настоящем, как повсеместной форме существования действительности; в зависимости и относительности всех вещей; в непрестанном становлении без бытия; в непрестанных желаниях без удовлетворения; в непрестанной задержке стремления, к которой и сводится жизнь, пока, наконец, задержка эта не будет устранена. Время и преходимость всех вещей в нем и через него, это только форма, посредством которой воле к жизни, непреходящей, как вещь в себе, открывается ничтожество ее стремления. — Время, это — то, посредством чего все под нашими руками обращается каждое мгновение в ничто, — вследствие чего оно и теряет всякую истинную ценность.

§ 143.

Что было, то более не существует, — так же не существует, как и то, чего никогда не было. Но и все существующее в ближайшее же мгновение уже проходит. Поэтому самое незначительное настоящее имеет перед самым значительным прошлым преимущество действительности; вследствие чего настоящее относится к прошедшему как нечто к ничему.

Наступает мгновение, в которое к удивлению своему человек оказывается существующим в этом мире, после того как он не существовал в продолжение бесчисленных тысячелетий, и несмотря на то, что через короткое время он опять перестанет существовать. — „Этого не может быть“, говорит сердце; и даже у грубого рассудка при подобного рода размышлениях возникает какое-то предведение идеальности времени. Но идеальность времени вместе с идеальностью пространства является ключом ко всякой истинной метафизике, потому что посредством нее найдена область для совершенно много порядка вещей, чем существующий в природе. Потому-то и так велик Кант.

Каждому событию нашей жизни лишь на одно мгновение присуще „есть“, тогда как „было“ присуще ему навсегда. Каждый вечер мы