Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/881

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 732 —

рические истолкования некоторых греческих мифов, которые ниже я пытаюсь дать.

§ 197.

В первых, самых основных чертах системы богов можно усмотреть аллегорию высших онтологических и космологических принципов. Уранос — пространство, первое условие всего существующего, а следовательно, и первый производитель — с Геей, носительницей вещей. Кронос — время. Он оскопляет производящее начало: время уничтожает всякую производительную силу или, точнее: способность произведения новых форм; первичное произведение живых поколений, с концом первого мирового периода, прекращается. — Зевс, спасенный от прожорливости своего отца, это — материя: она одна не поддается уничтожающей все остальное силе времени; она пребывает. Из нее происходят все вещи: Зевс — отец богов и людей.

Теперь несколько подробнее. Уранос не допускает детей, произведенных им с землею, увидать свет, а прячет их в земные глубины (Hes. Theog. 156 sqq.). Это может означать первые животные произведения природы, которые мы видим уже только в ископаемом состоянии. С одинаковым основанием, впрочем, в костях мегатерий и мастодонтов можно видеть и сброшенных Зевсом в подземный мир гигантов: ведь, утверждали же еще в прошлом столетии, что это — кости павших ангелов. — Но, уже серьезно, в основе теогонии Гезиода и в самом деле как будто лежит смутное понятие о первых изменениях земного шара и о борьбе между его окисленной, жизнеспособной поверхностью и замкнутыми ею внутрь, неукротимыми естественными силами, властвующими над способным к окислению веществом.

Далее Кронос, лукавый, αγκυχομητης с помощью хитрости оскопляет Ураноса. Это может быть истолковано так: все настигающее время, от которого нет защиты и которое потихоньку похищает у нас одно за другим, под конец отняло и у неба, рождавшего вместе с землей, т. е. у природы, силу производить новые, еще не существовавшие, формы. Те же формы, которые уже произведены, продолжают существовать во времени, как виды. Но Кронос поглощает собственных детей: время, так как оно видов уже не производит, а лишь вызывает к жизни индивидуумы, рождает только смертные существа. Один Зевс избегает этой участи: материя неистребима; но и герои и мудрецы тоже бессмертны. Более подробно ход вышеизложенного таков. После того, что небо и земля, т. е. природа, потеряли свою первопроизводительную силу, которая создавала новые формы, сила эта превращается в Афродиту. Возникшая из пены от упавших