Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/886

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 737 —


Решение этой проблемы, данное мною, таково, что в прекрасном мы всегда воспринимаем существенные и изначальные формы одушевленной и неодушевленной природы, т. е. платоновы идеи ее, и что условием такого восприятия является существенный коррелят этих идей, чистый от воли субъект познания, т. е. чистая интеллигенция без намерений и целей. Таким образом, при наступлении эстетического восприятия воля совершенно исчезает из сознания. Но именно воля, и только она одна — источник всех наших огорчений и страданий. Этим и объясняются удовольствие и радость, которые сопровождают восприятие прекрасного: они вытекают из удаления всякой возможности страдания. — Тому, кто возразил бы на это, что в таком случае уничтожена была бы и возможность радости, напомню, что, как я это доказывал не раз, счастье, удовлетворение — отрицательны, именно представляют собою только конец какого-нибудь страдания, страдание же, напротив, — положительно. Поэтому, после исчезновения из сознания всякого хотения, все же остается состояние радости, как отсутствия страдания, а здесь даже — самой возможности его, так как индивидуум, превращенный в чисто познающий и уже более не хотящий субъект, и таковым все же сохраняет сознание себя и своей деятельности. Как мы знаем, мир как воля есть первый мир (ordine prior), а мир как представление — второй (ordine posterior). Первый мир есть мир желаний, а потому страдания и тысячекратных бедствий; второй сам по себе, по существу, безболезнен; при этом он содержит в себе достопримечательное зрелище, всюду — полное значения и, по меньшей мере, забавное; из созерцания этого зрелища и вытекает эстетическая радость[1]. Стать чистым субъектом познания значит избавиться от себя самого[2], но так как для большей части людей это недостижимо, то к чисто объективному восприятию вещей, составляющему дар художника, люди обыкновенно и не способны.

§ 206.

Но когда индивидуальная воля все же на время отпустит из-под своей власти приданную ей способность представления, т. е. освободит ее от службы, ради которой она произошла и существует,

  1. Полное удовлетворение, окончательное успокоение, истинно желательное состояние мы имеем перед собою всегда только в образах, созданных человеком, в произведениях изобразительных искусств, в стихотворении, в музыке. Правда, отсюда, пожалуй, может явиться уверенность, что они где-нибудь должны же существовать.
  2. Чистый субъект познания появляется тогда, когда человек забывает себя и совсем теряется в созерцаемых предметах, так что в сознании остаются только они.