Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/967

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 818 —

или именованными, и ее так же не следует практиковать над живыми людьми, как анатомию, — если не хочешь рисковать боками и даже жизнью.

§ 279.

Всякое произведение, чтобы стать бессмертным, должно иметь столько превосходных сторон, что нелегко найти человека, который понимал бы и ценил все их; всегда бывает так, что один понимает и ценит одну замечательную его сторону, другой — иную. Но именно это и способствует тому, что влияние бессмертных произведений не утрачивает своей силы на протяжении столетий, несмотря на безостановочную смену интересов, ибо их почитают то в том, то в другом отношении, но никогда не могут исчерпать до конца. — Творцом же такого произведения, т. е. тем, кто заявляет притязание на память и жизнь в потомстве, может быть лишь такой человек, который тщетно ищет себе подобного не только между своими современниками на всей обширной земле и отличается от всех других бросающимися в глаза особенностями, но остался бы в одинаковом положении и в том случае, если бы он, подобно вечному жиду, странствовал среди многих пережитых им поколений, — одним словом, такой человек, о котором Ариосто сказал: lo fece natura, e poi rippe lo stampo. В противном случае нельзя было бы понять, почему его мысли не канули в забвение, подобно всем прочим.

§ 280.

Почти во все времена как в искусстве, так и в литературе бывает в ходу какой-нибудь ложный взгляд, или род, или манера, которыми все восхищаются. Люди заурядные из всех сил усердствуют чтобы усвоить их и следовать моде. Человек вдумчивый распознает их и отвергает: он не идет за модой. Но пройдет несколько лет, — явится и публика, которая оценит все это шутовство по заслугам, предаст его на посмеяние; и тогда со всех таких манерных произведений спадают приводившие в восхищение румяна, как плохие лепные украшения из гипса отпадают от стен. Таким образом, нужно не досадовать, а радоваться, когда громко, решительно и ясно высказывается какой-нибудь ложный взгляд, который уже издавна действовал втихомолку, ибо тогда люди скорее почувствуют, различат и, наконец, изобличат его фальшь. Это можно сравнить со вскрытием нарыва.

§ 281.

Литературные газеты должны бы представлять собою как бы плотину против бессовестного бумагомарания наших дней и все выше