Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. II (1910).pdf/208

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 199 —


ГЛАВА XIX[1].
О примате воли в самосознании.

Воля, как вещь в себе, составляет внутреннее, истинное и неразрушимое существо человека, — но сама по себе она бессознательна. Ибо сознание обусловлено интеллектом, а последний является простой акциденцией нашего существа: ведь он представляет собою функцию мозга, который вместе с прилегающими к нему нервами и спинным мозгом — только плод, продукт и даже паразит остального организма, поскольку он непосредственно не входит в его внутренние пружины, а служит цели самосохранения только тем, что регулирует отношение организма к внешнему миру. Самый же организм — это видимость, объектность индивидуальной воли, ее образ, как он является в мозгу (который мы в первой книге признали условием объективного мира вообще), и оттого он обусловливается познавательными формами мозга, временем, пространством и причинностью, и следовательно представляет собою нечто протяженное, действующее во времени и материальное, т. е. действенное. Члены организма как непосредственно ощущаются, так и интуируются путем чувств — только в мозгу. Поэтому можно сказать: интеллект — это вторичный феномен, организм — первичный, т. е. непосредственное проявление воли; воля — нечто метафизическое, интеллект — нечто физическое; интеллект, как и его объекты, — простое явление; вещь в себе есть одна лишь воля; выражаясь все более и более образно и метафорически, мы скажем: воля — субстанция человека, интеллект — акциденция; воля — материя, интеллект — форма; воля — теплота, интеллект — свет.

Докажем и вместе с тем уясним эти положения прежде всего на следующих фактах, относящихся к внутренней жизни человека; попутно нам перепадет, быть может, больше знаний о внутреннем человеке, чем сколько их можно найти во многих систематических руководствах по психологии.

1) Не только сознание о других вещах, т. е. восприятие внешнего мира, но и самосознание, как я уже упомянул, состоит из познающего и познаваемого, — иначе оно не было бы сознанием. Ибо сознание заключается в познавании, а в последнее входят познающее и познаваемое; оттого и самосознание не могло бы существовать, если бы и в нем познающему не противополагалось

  1. Эта глава находится в связи с § 19 1-го тома.