Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. II (1910).pdf/311

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 302 —

бывает у живых существ, и он поэтому не имеет ни сосудов, в которых это движение могло бы распространяться, ни чего-либо другого, что отделяло бы его от внешнего мира. Вот почему оцепенение сразу охватывает собою то моментальное движение, от которого остается лишь след в виде кристалла.

И в основе „Сродства душ“ Гете лежит, как показывает самое заглавие, хотя и бессознательно для автора, та мысль, что воля, составляющая базис нашего существа, есть та самая воля, которая сказывается уже в низших, неорганических явлениях, — почему закономерность обоего рода явлений и обнаруживает полную аналогию.

Механика и астрономия показывают нам, собственно, как действует эта воля, — постольку, поскольку она, на низшей ступени своего проявления, выступает лишь в качестве тяжести, оцепенения и косности. Гидравлика показывает нам то же самое в той сфере, где оцепенение разрешается и вещество, ставшее текучим, неудержимо отдается своей господствующей страсти — тяжести. В этом смысле гидравлику можно считать характеристикой воды, ибо она показывает нам те обнаружения воли, к которым в силу тяжести бывает подвигнута вода: так как всем не-индивидуальным существам наряду с родовым характером не свойствен характер частный, то названные обнаружения воли всегда точно сообразуются с внешними влияниями, и поэтому, неоднократным опытом подмеченные за водой, они легко могут быть сведены к твердым принципам, именуемым законами, которые точно показывают, как вода, благодаря своей тяжести, при безусловной подвижности своих частей и отсутствии эластичности, будет действовать при всех разнообразных обстоятельствах. Как вода тяжестью приводится к состоянию покоя, — об этом учит гидростатика; как вода приводится в движение, об этом учит гидродинамика, которая при этом должна принимать во внимание и те препоны, какие воле воды ставит сила притяжения частиц; обе дисциплины вместе образуют гидравлику.

Точно также химия учит нас, как действует воля, когда внутренние свойства веществ, приведенных в состояние текучести, получают, благодаря этому, свободное движение и начинается это изумительное тяготение и отталкивание, соединение и разъединение, удаление от одного, чтобы заполучить другое (о чем свидетельствует всякий химический осадок); и все это мы называем избирательным сродством, — выражение, всецело заимствованное от сознательной воли.