Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/13

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА.

Это элементарное философское рассуждение, которое впервые появилось в 1813 г. и за которое я получил степень доктора, впоследствии сделалось основанием всей моей системы. Поэтому оно не должно отсутствовать на книжном рынке, как это, без моего ведома, продолжалось последние четыре года.

Но вторично посылать в мир юношескую работу со всеми ее погрешностями и недостатками — мне казалось непростительным. Ибо я понимаю, что то время, когда я ничего больше не в со­стоянии буду исправлять, уже не может быть очень далеко; между тем тогда только настанет период моего действитель­ного влияния, который, как я уповаю, будет долог: да, я твердо верю в завет Сенеки — «если бы даже всем твоим современ­никам зависть сомкнула уста, придут люди, которые будут судить без злобы и снисхождения» (п. 79). Поэтому, насколько было возможно, я улучшил предлагаемую юношескую работу, и при краткости и непрочности жизни я должен даже видеть осо­бенное счастье в том, что мне дано на шестидесятом году поправить написанное мною на двадцать шестом.

При этом однако я решил относиться к моему молодому человеку снисходительно и при всякой возможности предостав­лять ему слово и даже выслушивать его до конца. Но когда он высказывал что-нибудь неправильное или излишнее, или остав­лял в стороне лучшее, тогда я все же должен был преры­вать его речь; и это случалось довольно часто, так что, пожалуй, иные вынесут отсюда такое впечатление, как будто старик читает вслух книгу юноши и нередко опускает ее, для того чтобы предаться собственным рассуждениям на ту же тему.

Легко понять, что произведение, исправленное таким спосо­бом и после такого долгого промежутка времени, не могло до­стигнуть единства и округленности, свойственных лишь тем сочинениям, которые выливаются сразу. Даже в самом изло­жении и стиле будет чувствоваться такая явная разница, что читатель, одаренный некоторою чуткостью, наверное никогда не усомнится, слышит ли он старика или юношу. Ибо существует конечно большое различие между скромным, мягким тоном мо-