Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/140

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 128 —

чистые qualitates occultae. Не лучше было бы и наше понимание движений и действий животных и людей, и они в наших гла­зах возникали бы необъяснимым образом из своих причин (мотивов), если бы здесь для нас не открывалась внутренняя сторона процесса: мы знаем на основании своего собственного внутреннего опыта, что она представляет собою волевой акт, ко­торый вызывается мотивом, заключающимся в простом пред­ставлении. Воздействие мотива, следовательно, познается нами не извне лишь и косвенно, как все другие причины, — оно познается одновременно и изнутри, вполне непосредственно и потому во всем его объеме. Здесь мы точно стоим за кулисами и узнаем секрет, как причина своим сокровеннейшим существом вызы­вает действие: ибо здесь мы познаем совершенно иным путем и потому в совершенно ином роде. Отсюда вытекает важное положение: мотивация — это причинность, видимая изнутри. Поэтому, причинность выступает здесь совершенно своеобразно, в совер­шенно иной среде, для совершенно иного рода познания: вот по­чему в ней необходимо видеть особую и самобытную форму на­шего закона, который, следовательно, является здесь как закон до­статочного основания действия, principium rationis sufficientis agendi, короче — закон мотивации.

Для дальнейшего руководства, по отношению к моей филосо­фии вообще, я прибавлю здесь, что как закон мотивации отно­сится к установленному выше закону причинности (§ 20), так этот четвертый класс объектов для субъекта, т. е. воспринимае­мая в нас самих воля, относится к первому классу. Эта мысль — краеугольный камень всей моей метафизики. Относительно способа и необходимости действия мотивов, их обусловленности эмпирическим, индивидуальным характером, познавательной способностью индивидуумов и т. д., я отсылаю к моему премированному сочинению о свободе воли, где все это рассмотрено подробно.

§ 44.
Влияние воли на познание.

Не на причинности собственно, а на выясненном в § 42 то­ждестве познающего и волящего субъекта, зиждется влияние, которое оказывает воля на познание; она побуждает его повторять пред­ставления, однажды в нем зародившиеся, вообще обращать внима­ние на то или иное и вызывать любой ряд мыслей. И здесь воля определяется законом мотивации; в силу него она является также тайной руководительницей так называемой ассоциации идей,