Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/192

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 13 —


ния двумя глазами, двойного видения при косоглазии или при неодинаковой отдаленности предметов, стоящих друг за другом и одновременно воспринимаемых глазом, и всяких иллюзий, которые возникают от внезапной перемены в органах чувств. Но гораздо подробнее и глубже изложил я этот важный вопрос во втором издании своего трактата о законе основания (§ 21). Все сказанное там было бы вполне уместно здесь и поэтому собственно должно бы здесь быть повторено: но так как мне почти так же противно списывать у самого себя, как и у других, и так как, кроме того, я не в состоянии изложить это лучше, чем это сделано там, то вместо того, чтобы повторяться здесь, я отсылаю к названному сочинению и при этом предполагаю его известным.

То, как учатся видеть дети и подвергшиеся операции слепорожденные; простое видение воспринятого вдвойне, двумя глазами; двойное видение и осязание при перемещении органов чувств из их обычного положения; появление объектов прямыми, между тем как их образ в глазу опрокинут; перенесение на внешние объекты цвета, составляющего только внутреннюю функцию, полярное разделение деятельности глаза; наконец, стереоскоп, — все это твердые и неопровержимые доказательства того, что всякое воззрение не просто сенсуально, а интеллектуально, т. е. является чистым рассудочным познанием причины из действия и, следовательно, предполагает закон причинности, от познания которого зависит всякое воззрение и потому всякий опыт в своей первоначальной и всей возможности; а вовсе не наоборот, т. е. познание причинного закона не зависит от опыта, как утверждал скептицизм Юма, опровергаемый только этими соображениями. Ибо независимость познания причинности от всякого опыта, т. е. его априорность, может быть выведена только из зависимости от него всякого опыта: а это в свою очередь можно сделать, только доказав приведенным здесь и в сейчас упомянутых местах изложенным способом, что познание причинности уже вообще содержится в воззрении, в области которого лежит всякий опыт, т. е. что оно всецело априорно в своем отношении к опыту, предполагается им как условие, а не предполагает его, — но этого нельзя доказать тем способом, которым попытался это сделать Кант и который я подверг критике в § 23 своего трактата о законе основания.

§ 5.

Но надо остерегаться великого недоразумения, будто бы, ввиду того, что воззрение совершается при посредстве познания при-