Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/249

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 67 —

самого общего к частному знание спускалось постепенно, через посредствующие понятия и подразделения, основанные на все более и более тесных определениях. Выражаясь языком Канта, это значит одинаково удовлетворять законам однородности и обособления. Но именно из того, что в этом заключается истинное научное совершенство, явствует следующее: цель науки не бо̀льшая достоверность (ибо последнюю может иметь и самое отрывочное отдельное сведение), цель науки — облегчение знания посредством его формы и данная этим возможность полноты знания. Поэтому ложно распространенное мнение, что научность познания заключается в большей достоверности, и столь же ложно вытекающее отсюда утверждение, будто лишь математика и логика — науки в подлинном смысле, так как только они, в силу своей чистой априорности, обладают неопровержимой достоверностью познания. Этого последнего преимущества у них нельзя оспаривать; но оно вовсе не дает им особого права на научность, которая состоит не в достоверности, а в систематической форме познания, основанной на постепенном переходе от общего к частному.

Этот свойственный наукам путь познания от общего к частному влечет за собою то, что в них многое обосновывается дедукцией из предшествующих положений, т. е. доказательствами; это и дало повод к старому заблуждению, будто лишь доказанное вполне истинно и будто каждая истина нуждается в доказательстве, — между тем как, наоборот, каждое доказательство скорее нуждается в недоказуемой истине, которая служила бы конечной опорой его самого или опять-таки его доказательств: вот почему непосредственно-обоснованная истина настолько же предпочтительна перед истиной, основанной на доказательстве, насколько ключевая вода лучше взятой из акведука.

Воззрение — априорно ли чистое, как его знает математика, апостериорно ли эмпирическое, каким оно во всех других науках, — вот источник всякой истины и основа всякой науки. (Исключением служит только логика, основанная не на интуитивном, но все-таки непосредственном познании разумом его собственных законов). Не доказанные суждения, не их доказательства, а суждения, непосредственно почерпнутые из интуиции и на ней вместо всякого доказательства основанные, — вот что в науке является тем, чем солнце в мироздании: ибо от них исходит всякий свет, озаренные которым светятся и другие. Непосредственно из воззрения выводить истинность таких первичных суждений, выдвигать такие устои науки из необозримой массы реальных