Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/282

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 100 —

все же представлением; нам известно и то, что быть объектом — значит принадлежать к самой общей форме представления, которая является именно распадением на объект и субъект. К тому же закон основания, на который при этом ссылаются, также служит нам лишь формой представления, именно — закономерной связью одного представления с другим, а не связью общего, конечного или бесконечного ряда представлений с чем-то таким, что вовсе не представление и потому не может быть представимо. Впрочем, о скептиках и идеалистах была речь выше, при изложении спора о реальности внешнего мира.

Если мы будем искать желанного нами ближайшего ознакомления с тем наглядным представлением, которое мы познали только вообще, с чисто-формальной стороны его, — если такого ознакомления мы будем искать в математике, то она станет говорить нам о подобных представлениях, лишь поскольку они наполняют время и пространство, т. е. поскольку они величины. Она в высшей степени точно определит сколько и сколь велико; но так как это всегда лишь относительно, т. е. является сравнением одного представления с другим и сравнением только в этом одностороннем отношении к величине, то и подобный ответ не окажется тем решением, которого мы главным образом ищем.

Наконец, если мы обратимся к широкой области естествознания, разделенной на много участков, то мы сумеем отличить прежде всего два его главных отдела. Оно — либо описание форм, которое я называю морфологией, либо объяснение изменений, которое я называю этиологией. Первая изучает неизменные формы, последняя — изменчивую материю по законам ее перехода из одной формы в другую. Первая — то, что во всем своем объеме именуется, хотя и не вполне правильно, естественной историей: она, особенно в качестве ботаники и зоологии, знакомит нас с различными, при беспрестанной смене индивидуумов неизменяющимися органическими и потому твердо определенными формами, которые составляют большую часть содержания наглядного представления; эти формы морфология классифицирует, разделяет, соединяет, распределяет по естественным и искусственным системам, подводит под известные понятия, которые делают возможным обзор и изучение всех форм. Она указывает, далее, на проникающую все эти формы полную бесконечных оттенков аналогию их в целом и частностях (unité de plan), в силу которой они подобны разнообразным вариациям на какую-то не сообщенную тему. Переход материи в эти формы, т. е. происхожде-