Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/293

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 111 —


Изложенное до сих пор предварительно и в общих чертах докажем теперь подробнее, яснее и подвергнем полному развитию и обоснованию[1].

§ 20.

Как сущность собственного тела сама в себе, как то, чем является это тело сверх того, что оно объект возрения, представление, — воля, как сказано, выражается прежде всего произвольными движениями тела, ибо они не что иное, как видимость отдельных волевых актов, с которыми они наступают непосредственно и вполне одновременно, как нечто тождественное с ними, отличное от них только формой познания, в какую они перешли, сделавшись представлением.

Эти акты воли всегда имеют однако еще причину вне себя, — в мотивах. Но последние определяют только то, чего я хочу в это время, на этом месте, при этих обстоятельствах, а не то, что я вообще хочу, или чего я вообще хочу, т. е. они не определяют принципа, характеризующего все мое хотение. Поэтому мое хотение во всей своей сущности не может быть объяснено из мотивов: они определяют только его проявление в данный момент времени, они — только повод, по которому обнаруживается моя воля; самая же воля лежит вне области закона мотивации: только проявление воли в каждый момент времени неизбежно определяется этим законом. Лишь при условии моего эмпирического характера, мотив служит достаточной объяснительной причиной моего поведения: если же я абстрагирую от своего характера и спрашиваю затем, почему я вообще хочу этого, а не того, то ответ на такой вопрос невозможен, потому что закону основания подчинено только проявление воли, а не самая воля, которую в этом отношении следует назвать безосновной. При этом я отчасти предполагаю знакомство с учением Канта об эмпирическом и умопостигаемом характере, как и со своими собственными соображениями в Основных проблемах этики (стр. 48—58 и далее стр. 178 сл. I или стр. 174 II издания); отчасти же нам придется поговорить об этом подробнее в четвертой книге. А покамест я хочу обратить внимание только на следующее: обоснованность одного явления другим (в данном случае поступка — мотивом) вовсе не противоречит тому, что внутренней сущностью этого явления служит воля, которая сама не имеет основания, так как закон

    их пути всегда были пропорциональны тому времени, в которое они пробегают основание.

  1. Сюда относится 19 глава II тома.