Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/391

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 209 —

человеческом хотении вообще, поскольку оно находит себе общее выражение в своей объектности — человеческом теле. Стоит только реальному отдельному акту воли вступить в сознание в виде действительной, личной беды и опасности со стороны предмета, — и сейчас же взволнованая этим индивидуальная воля одержит верх, сделает невозможным покой созерцания, и впечатление возвышенного исчезнет, уступив место страху, под влиянием которого стремление индивидуума к спасению вытеснит всякую другую мысль.

Несколько примеров очень помогут уяснить эту теорию эстетически-возвышенного и поставить ее вне всякого сомнения; вместе с тем они покажут, как различны степени чувства возвышенного. Ибо ввиду того, что последнее в главном, т. е. в чистом безвольном познавании и неизбежно сопровождающем его познании идей, которые стоят вне всякого отношения, определяемого законом основания, тождественно с чувством прекрасного и отличается от него только одним дополнительным моментом — именно, тем, что субъект подымается над сознанным враждебным отношением созерцаемого объекта к воле вообще, то, смотря по тому, силен ли, внятен, настоятелен, близок ли этот дополнительный момент, или же он слаб, далек, только намечен, — возникают много степеней возвышенного и даже переходы от прекрасного к возвышенному. Я считаю более удобным в целях изложения показать сначала примеры этих переходов и вообще более слабых степеней впечатления возвышенного, — хотя те, у кого эстетическая восприимчивость вообще не очень велика и фантазия не жива, поймут только дальнейшие примеры более высоких и более отчетливых степеней этого впечатления; пусть же такие читатели обратят внимание только на последние, оставив в стороне предшествующие примеры очень слабых степеней названного впечатления.

Подобно тому как человек в одно и то же время представляет собою неукротимый и слепой порыв хотения (характеризуемый полюсом гениталий, как своим фокусом) и вечный, свободный, светлый субъект чистого познания (характеризуемый полюсом мозга), так, в соответствие этой противоположности, солнце является одновременно источником света, условия для самого совершенного рода познания, и оттого источником самой отрадной из вещей, — и источником тепла, первого условия жизни, т. е. вского проявления воли на его высших ступенях. Поэтому, что́ для воли тепло, то для познания свет. Оттого свет — величайший алмаз в короне красоты, и он имеет самое решительное влияние на познание каждой прекрасной вещи: его присут-