Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. I (1910).pdf/700

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 518 —

ком случае он противоречил бы не только тезису, но и самому себе: ибо бесконечное не может быть дано как целое, не может быть и бесконечного ряда, если только он не проходится бесконечно, не может быть беспредельного, которое составляло бы целое. Итак, только тезису свойственно то предположение, в котором Кант видит заблуждение обеих сторон.

Уже Аристотель учил, что бесконечное никогда не может быть дано actu, т. е. в действительности, а существует лишь potentia, в возможности: „бесконечное не может существовать в действительности… невозможно, чтобы бесконечное существовало как действительное“ (Metaph. К., 10); далее: „не существует бесконечного в действительности, а лишь в возможности, и именно в самом делении“ (De generat. et corrupt., I, 3). Эту мысль он развивает подробно в Phys. III. 5, 6, где до известной степени дает совершенно правильное разрешение всех антиномических противоположностей. Со свойственной ему лаконичностью он излагает антиномии и затем говорит: „это требует посредника (διαιτητου)“; потом он предлагает разрешение в том смысле, что бесконечность мира как в пространстве, так и во времени и в делимости, существует не до регресса или прогресса, но в нем. Итак, эта истина лежит уже в правильно постигнутом понятии бесконечного, и мы не понимаем самих себя, если считаем возможным мыслить бесконечное, какого бы рода оно ни было, как нечто объективно данное и готовое, и независимо от регресса.

Если, наоборот, взять исходной точкой то, в чем Кант видит разрешение противоречия, то мы придем как раз к утверждению антитезиса. А именно: если мир есть не безусловное целое и существует не сам по себе, но в представлении, и ряды оснований и следствий в нем существуют не до регресса соответствующих представлений, а лишь через этот регресс, то он, мир, не может состоять из определенных и конечных рядов, — ибо в таком случае их определенность и ограниченность оказались бы независящими от привходящего лишь затем представления: нет, все его ряды должны быть бесконечны, т. е. не могут быть исчерпаны никаким представлением.

На стр. 506; V, 534 Кант выводит из несостоятельности обеих сторон трансцендентальную идеальность явлений и говорит: „если мир есть существующее само по себе целое, то он должен быть или конечным, или бесконечным“. Но это неверно: существующее само по себе целое никак не может быть бесконечным. Эту идеальность скорее следует доказывать из бесконечности мировых рядов — таким образом: если ряды оснований