Страница:Экспедиция в Центральную Азию (Козлов).pdf/39

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Къ вечеру мы вернулись на бивакъ, а на слѣдующее утро, пройдя ущелье снѣговой цѣпи, вступили въ долину истоковъ Тэтунга. Пройдя по этой рѣкѣ вверхъ 15 верстъ, мы повернули къ юго-западу — на пересѣченіе южной снѣговой цѣпи. Послѣдняя, какъ и говорено было выше, составляетъ продолженіе общей цѣпи отъ горнаго узла Сулэй-хэ. Вначалѣ съ запада она тянется, почти не имѣя вѣчнаго снѣга, къ востоку же отъ нашего прохода горы принимаютъ мощный характеръ: тамъ могучіе льды ярко сіяютъ на солнцѣ, снѣжныя поля величественны. Высота нашего перевала простиралась до 13,000 футовъ надъ уровнемъ океана. Отсюда къ югу виднѣется широкая долина, уходящая съ сѣверо-запада на юго-востокъ и ограничивая хребетъ, залегающій отъ восточнаго подножія Шаголинъ-намдзила. Спускъ на возвышенное плато означенной долины ничтожный — менѣе сотни футовъ. Здѣсь мы попадаемъ опять на истоки одной изъ главныхъ вѣтвей Бухайнъ-гола. Эта водная вѣтвь зарождается отъ крайняго могучаго ледника снѣговой группы Шаголинъ-намдзилъ и сразу несется большой рѣкой[1] чрезъ озерное плато мото-шириковъ. Высота (толщина) ледника превосходитъ 1,000 футовъ. Ледникъ этотъ рѣзко бросается въ глаза, поражая своею грандіозностью. Онъ одинъ питаетъ главную вѣтвь Бухайна. Не найдетъ ли возможнымъ совѣтъ Императорскаго русскаго географическаго общества этотъ колосальный ледникъ окрестить славнымъ именемъ Н. М. Пржевальскаго.

На истокахъ вѣтви Бухайна снова встрѣчены дикіе яки, антилопы-ада. Ихъ восточной границей географическаго распространенія служитъ меридіанъ оз. Куку-нора.

Сдѣлавъ діагональное пересѣченіе описываемой долины, мы поднялись на невысокій перевалъ. Абсолютная высота его 13,400 футовъ; относительная не превосходитъ сотни футовъ. Къ югу-юго-западу снова виднѣются горы; среди нихъ несутся водныя вѣтви Бухайна. Ихъ шлетъ все та же снѣговая группа Шаголинъ-намдзилъ. Спускаясь внизъ, стоитъ только взглянуть къ сѣверо-западу, какъ глазъ наблюдателя тотчасъ же невольно приковывается къ одной изъ высочайшихъ и характерныхъ вершинъ этого горнаго массива. Могучая гора гордо возноситъ свою остроконечную коническую вершину въ голубую высь. Словно исполинъ-стражъ надменно смотритъ по сторонамъ на зарожденные имъ потоки. Абсолютная высота этой остроконечной вершины переходитъ за 20,000 футовъ.

Горы, залегавшія впереди, составляютъ непосредственное продолженіе отроговъ главной группы и придерживаются направленія съ сѣверо-запада на юго-востокъ. Въ началѣ ихъ покрываетъ бѣдная растительность; по мѣрѣ же опусканія внизъ раскидываются богатыя лужайки. Звѣрей по прежнему встрѣчалось много, причемъ больше всѣхъ интересовали насъ медвѣди. Слѣдуя къ одной изъ луговыхъ площадокъ, гдѣ намѣчено мѣсто бивака, мы выглядѣли тамъ же пестраго медвѣдя. Спустившись въ русло рѣки, караванъ временно остановился, я же, поднявшись на увалъ, направился къ звѣрю, который былъ усердно занятъ ловлей пищухъ. Подойдя на двѣсти шаговъ — стрѣляю. Медвѣдь упалъ. Я иду къ нему; но едва успѣлъ сдѣлать десятокъ шаговъ, какъ звѣрь, поднявшись на ноги, злобно бросился на меня съ громкимъ ревомъ и затѣмъ, не добѣжавъ пятидесяти шаговъ, повернулъ обратно и былъ убитъ[2].

Отсюда невдалекѣ къ юго-востоку зарождается одинъ изъ главныхъ данниковъ Бухайна, который туземцы называютъ Шина. Но этой рѣкѣ кочуютъ тангуты. Рѣка Шина имѣетъ до 70 верстъ длины и течетъ въ юго-западномъ направленіи. Въ своемъ нижнемъ теченіи она имѣетъ до 20 и болѣе саженъ ширины, при глубинѣ 2—3 фута. Круто падающее ложе каменисто. Замѣчательно прозрачныя воды то катятся широко и плавно, то несутся высокими перекатами. Ущелье узко и мѣстами обставлено скалами. Растительность какъ травянистая, такъ и кустарная богата.

Здѣсь мы встрѣтили первыхъ куку-норскихъ тангутовъ. Эти номады живутъ въ черныхъ палаткахъ; число послѣднихъ 30. Палатки стояли чаще по двѣ, рѣже по одной, иногда небольшими сосредоточенными группами. Тангутскія жилища располагались и по главному ущелью, и по боковымъ. Вблизи ихъ стойбищъ бродили домашнія животныя: бараны, яки, лошади. Скота вообще въ изобиліи.

Покидая послѣднія кочевья тангутъ, мы въ то же время оставили и рѣку Шину. Она впадала въ главную вѣтвь Бухайна, который здѣсь несъ значительно меньше воды. Въ мѣстѣ сліянія рѣкъ раскидывается порядочная долина, растительная и животная жизнь которой напоминаютъ Куку-норскую равнину. Здѣсь уже является вмѣстѣ съ антилопой-ада также антилопа Кювье.

Слѣдуя къ западу, мы пересѣкли долину поперекъ. Дальнѣйшій путь шелъ по правому притоку Бухайна Хадиръ-голу. Этотъ послѣдній, имѣя до 50 верстъ протяженія, нами пройденъ до истоковъ. Долина Хадиръ-гола узка. Въ нижнемъ теченіи она несетъ луговой характеръ; воды порядочно. По мѣрѣ поднятія вверхъ, растительность бѣднѣетъ; бѣднѣетъ и русло водою.

Держа курсъ сѣверо-занадный, мы вскорѣ прибыли на верховье сосѣдняго данника Бухайна — Уланъ-энги-гола. Эта рѣка зарождается отъ сѣверныхъ снѣговъ хребта Гумбольдта. Положеніе ея приходится сѣвернѣе Хадиръ-гола, съ которымъ она раздѣляется продольной цѣпью горъ. Отсюда къ сѣверу-сѣверо-западу открылись снѣжныя вершины Дасюешаня, у южнаго подножія котораго волнуются воды Хара-нора. Басейнъ этого озера граничитъ съ басейномъ Куку-нора плоскою возвышенностью, лежащею поперечно между хребтами Гумбольдта и Дасюешанемъ. Поднявшись на водораздѣлъ, мы увидѣли голубую поверхность знакомаго намъ озера. Туда несутся маленькія рѣченки, среди постепенно понижающихся песчано-глинистыхъ уваловъ. Изрѣдка по ихъ зеленѣвшимъ долинамъ блестятъ озерки.

На другой день раннимъ утромъ мы уже были на восточномъ берегу оз. Хара-нора; позднимъ же вечеромъ, слѣдуя южной окраиной, достигли того мѣста, гдѣ впервые вступили на его берега. Такимъ образомъ оз. Хара-норъ обойдено нами за исключеніемъ лишь одного сѣвернаго берега, опредѣленіе котораго получилось встрѣчными засѣчками.

Ночью, въ полной тиши, могуче разражался въ берега тяжелый прибой волнъ.

Теперь намъ оставалось недалеко и до главной стоянки.

  1. Въ осенній періодъ времени размѣры ея были таковы; ширина 10 саж. глубина 1 футъ.
  2. Всего убито медвѣдей, за два послѣднихъ разъѣзда, семь.
Тот же текст в современной орфографии


К вечеру мы вернулись на бивак, а на следующее утро, пройдя ущелье снеговой цепи, вступили в долину истоков Тэтунга. Пройдя по этой реке вверх 15 верст, мы повернули к юго-западу — на пересечение южной снеговой цепи. Последняя, как и говорено было выше, составляет продолжение общей цепи от горного узла Сулэй-хэ. Вначале с запада она тянется, почти не имея вечного снега, к востоку же от нашего прохода горы принимают мощный характер: там могучие льды ярко сияют на солнце, снежные поля величественны. Высота нашего перевала простиралась до 13 000 футов над уровнем океана. Отсюда к югу виднеется широкая долина, уходящая с северо-запада на юго-восток и ограничивая хребет, залегающий от восточного подножия Шаголин-намдзила. Спуск на возвышенное плато означенной долины ничтожный — менее сотни футов. Здесь мы попадаем опять на истоки одной из главных ветвей Бухайн-гола. Эта водная ветвь зарождается от крайнего могучего ледника снеговой группы Шаголин-намдзил и сразу несется большой рекой[1] чрез озерное плато мото-шириков. Высота (толщина) ледника превосходит 1 000 футов. Ледник этот резко бросается в глаза, поражая своею грандиозностью. Он один питает главную ветвь Бухайна. Не найдет ли возможным совет Императорского Русского географического общества этот колоссальный ледник окрестить славным именем Н. М. Пржевальского.

На истоках ветви Бухайна снова встречены дикие яки, антилопы ада. Их восточной границей географического распространения служит меридиан оз. Куку-нора.

Сделав диагональное пересечение описываемой долины, мы поднялись на невысокий перевал. Абсолютная высота его 13 400 футов; относительная не превосходит сотни футов. К югу-юго-западу снова виднеются горы; среди них несутся водные ветви Бухайна. Их шлет все та же снеговая группа Шаголин-намдзил. Спускаясь вниз, стоит только взглянуть к северо-западу, как глаз наблюдателя тотчас же невольно приковывается к одной из высочайших и характерных вершин этого горного массива. Могучая гора гордо возносит свою остроконечную коническую вершину в голубую высь. Словно исполин страж надменно смотрит по сторонам на зарожденные им потоки. Абсолютная высота этой остроконечной вершины переходит за 20 000 футов.

Горы, залегавшие впереди, составляют непосредственное продолжение отрогов главной группы и придерживаются направления с северо-запада на юго-восток. В начале их покрывает бедная растительность; по мере же опускания вниз раскидываются богатые лужайки. Зверей по-прежнему встречалось много, причем больше всех интересовали нас медведи. Следуя к одной из луговых площадок, где намечено место бивака, мы выглядели там же пестрого медведя. Спустившись в русло реки, караван временно остановился, я же, поднявшись на увал, направился к зверю, который был усердно занят ловлей пищух. Подойдя на двести шагов, — стреляю. Медведь упал. Я иду к нему; но едва успел сделать десяток шагов, как зверь, поднявшись на ноги, злобно бросился на меня с громким ревом и затем, не добежав пятидесяти шагов, повернул обратно и был убит[2].

Отсюда невдалеке к юго-востоку зарождается один из главных данников Бухайна, который туземцы называют Шина. Но этой реке кочуют тангуты. Река Шина имеет до 70 верст длины и течет в юго-западном направлении. В своем нижнем течении она имеет до 20 и более сажен ширины, при глубине 2—3 фута. Круто падающее ложе каменисто. Замечательно прозрачные воды то катятся широко и плавно, то несутся высокими перекатами. Ущелье узко и местами обставлено скалами. Растительность как травянистая, так и кустарная богата.

Здесь мы встретили первых куку-норских тангутов. Эти номады живут в черных палатках; число последних 30. Палатки стояли чаще по две, реже по одной, иногда небольшими сосредоточенными группами. Тангутские жилища располагались и по главному ущелью, и по боковым. Вблизи их стойбищ бродили домашние животные: бараны, яки, лошади. Скота вообще в изобилии.

Покидая последние кочевья тангут, мы в то же время оставили и реку Шину. Она впадала в главную ветвь Бухайна, который здесь нес значительно меньше воды. В месте слияния рек раскидывается порядочная долина, растительная и животная жизнь которой напоминают Куку-норскую равнину. Здесь уже является вместе с антилопой ада также антилопа Кювье.

Следуя к западу, мы пересекли долину поперек. Дальнейший путь шел по правому притоку Бухайна Хадир-голу. Этот последний, имея до 50 верст протяжения, нами пройден до истоков. Долина Хадир-гола узка. В нижнем течении она несет луговой характер; воды порядочно. По мере поднятия вверх, растительность беднеет; беднеет и русло водою.

Держа курс северо-занадный, мы вскоре прибыли на верховье соседнего данника Бухайна — Улан-энги-гола. Эта река зарождается от северных снегов хребта Гумбольдта. Положение ее приходится севернее Хадир-гола, с которым она разделяется продольной цепью гор. Отсюда к северу-северо-западу открылись снежные вершины Дасюешаня, у южного подножия которого волнуются воды Хара-нора. Бассейн этого озера граничит с басейном Куку-нора плоскою возвышенностью, лежащею поперечно между хребтами Гумбольдта и Дасюешанем. Поднявшись на водораздел, мы увидели голубую поверхность знакомого нам озера. Туда несутся маленькие речонки, среди постепенно понижающихся песчано-глинистых увалов. Изредка по их зеленевшим долинам блестят озерки.

На другой день ранним утром мы уже были на восточном берегу оз. Хара-нора; поздним же вечером, следуя южной окраиной, достигли того места, где впервые вступили на его берега. Таким образом оз. Хара-нор обойдено нами за исключением лишь одного северного берега, определение которого получилось встречными засечками.

Ночью в полной тиши могуче разражался в берега тяжелый прибой волн.

Теперь нам оставалось недалеко и до главной стоянки.

  1. В осенний период времени размеры ее были таковы; ширина 10 саж. глубина 1 фут.
  2. Всего убито медведей за два последних разъезда семь.