Страница:Экспедиция в Центральную Азию (Козлов).pdf/41

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


склада и снаряженія новаго каравана изъ вьючныхъ яковъ для путешествія въ Сы-чуань.

Тѣмъ временемъ я устроилъ поѣздку для съемки курлыкскихъ озеръ. Съ этою цѣлью 6-го октября я покинулъ бивакъ. На этотъ разъ меня сопровождалъ вахмистръ отряда Ивановъ[1]. Вьюки — на верблюдахъ, сами — на лошадяхъ. Проводникомъ служилъ мѣстный монголъ.

Провѣривъ снаряженіе, мы ходко двинулись впередъ на сѣверо-западъ. Первоначальный путь шелъ правымъ берегомъ р. Баинъ-гола, который черезъ 7 верстъ впадалъ въ озеро Курлыкъ-норъ съ восточной стороны. Означенная рѣка въ своемъ нижнемъ теченіи направляется съ сѣверо-запада на юго-востокъ. Вода прѣсная и довольно чистая, но не прозрачная; ложе окаймляется низменными берегами. Ширина рѣки 15, рѣдко 20 саженъ. Въ лѣтнее время значительная часть влаги заливаетъ лѣвый берегъ, покрытый высокими камышами. Съ праваго же берега подходитъ кустарникъ, — хармыкъ, обрамляющій озеро широкой полосой. Его ограничиваетъ на сѣверѣ горный кряжъ, протянувшійся въ юго-восточномъ направленіи. По мѣстамъ залегаютъ площадки соленой пыли.

При впаденіи, рѣка Баинъ-голъ расширяется; отъ ея устья тянутся по озеру отмели; всюду на глади виднѣлись пролетные пернатые. Тутъ были: лебеди, гуси, турпаны, крахали, чайки, нѣсколько видовъ утокъ. Иныя стада перелетали съ одной стороны озера на другую. Нѣкоторыя, высоко поднявшись въ воздухъ, хлопотливо направлялись къ югу. Третьи мирно отдыхали по отмелямъ озера. Голоса птицъ раздавались вездѣ: вдали и вблизи, низко и высоко. Тепло, просторъ, обиліе пищи — вотъ причины, по которымъ странники мало думали объ отлетѣ.

Съ вечерней зарей я расположился для отдыха на западномъ берегу Курлыкъ-нора, съ утренней же — снова пустился въ путь. Въ воздухѣ было свѣжо. Испуганныя стада птицъ съ шумомъ вылетали изъ сосѣднихъ камышей, перемѣщаясь на открытыя воды. Издалека приносились къ намъ звучные голоса черношейныхъ журавлей; порою вблизи кричали лысухи. Вскорѣ, затѣмъ, взошло и солнце. Прекрасенъ былъ восходъ надъ поверхностью озера. Облака, словно горящія въ огнѣ, казалось, утопали въ водахъ Курлыкъ-нора. Немного пройдя, переправились чрезъ протокъ, соединяющій сѣверное озеро съ южнымъ. Дальнѣйшій путь пролегалъ возвышенностью, или перешейкомъ озеръ. Въ юго-восточномъ углу сѣвернаго озера, гдѣ выбѣгаетъ прозрачный ключъ, мы временно остановились. Озеро Курлыкъ-норъ было обойдено въ 1½ перехода. Нѣсколько дальше, но такимъ же образомъ, мы обогнули и южное озеро. 8-го октября, въ 5 часовъ веч., нашъ бивакъ уже стоялъ на сѣверо-западномъ заливѣ озера Тоса-нора[2]. Въ тиши залива, при устьѣ протока, плавала масса птицъ. Онѣ часто перелетали, рѣзко взмахивая крыльями, съ сѣвернаго озера на южное и обратно. Отсюда же мы любовались заревомъ степнаго пожара[3]. Великолѣпенъ видъ его. На общемъ темномъ фонѣ рѣзко выдѣлялся красно-золотистый отблескъ, порою закрываемый клубами дыма. Огненные языки, подымаясь высоко отъ земли, исчезали безслѣдно въ выси. Кругомъ пожара былъ замѣтенъ особенный свѣтъ, который, по мѣрѣ удаленія отъ огня, принималъ мрачную, фантастическую окраску. Въ воздухѣ стоялъ страшный шумъ отъ горящихъ камышей. Мѣстные кочевники, спасаясь отъ огня, торопливо бѣжали на глинистыя площади. Пролетныя птицы также волновались; по сторонамъ неслись ихъ тревожные голоса. Нѣкоторыя стада залетали въ область дыма и какъ угорѣлыя мчались оттуда, куда попало. На слѣдующій день густой дымъ окуталъ окрестность. Дышалось тяжело. Солнце свѣтило въ видѣ блѣднаго диска.

Въ это время мы уже слѣдовали вверхъ по теченію протока. Этотъ послѣдній выбѣгаетъ изъ юго-восточнаго угла Курлыкъ-нора, впадая въ сѣверо-западный уголъ Тосо-нора. Направленіе протока посрединѣ измѣняется изъ юго-западнаго въ юго-восточное. Въ первой половинѣ вода несется стремительно по галечному ложу; во второй — тихо струится по глинистому руслу. Ширина на всемъ пространствѣ одинаковая и равняется 20 саж.

Переправившись черезъ протокъ[4], мы двигались прежней дорогой до ключа Сэйнъ-намыкъ. По всей южной окраинѣ Курлыкъ-нора держалось много птицъ. Изъ нихъ самымъ интереснымъ представителемъ былъ черношейный журавль. Этотъ видъ найденъ и описанъ Н. М. Пржевальскомъ въ его первое путешествіе по Нагорной Азіи. Въ нынѣшнее странствованіе мы увидѣли этихъ птицъ въ первый разъ. Подобно другимъ болотнымъ птицамъ, журавли были весьма довѣрчивы, и держались чаще парами, рѣже по 3—4 особи вмѣстѣ. Верхомъ на лошади я подъѣзжалъ къ нимъ на выстрѣлъ дробью. Такимъ образомъ добылъ три роскошныхъ экземпляра[5]. Испытавъ преслѣдованіе, журавли уже издали поднимали головы, зорко слѣдя за охотникомъ. За 200—300 шаговъ они подымали крикъ; затемъ, разбѣжавшись по землѣ, тяжело взмахивая крыльями, перемѣщались въ безопасное мѣсто. Осиротѣлыя птицы держатся или вблизи того мѣста, гдѣ погибъ товарищъ, или же, если охотникъ не удалился, то поодаль. Отлетныя стайки описываемаго вида составляли 10 и самое большое 12 экземпляровъ, по крайней мѣрѣ, согласно нашихъ наблюденій. На болота сосѣднихъ озеръ черношейные журавли прилетали по р. Баинъ-голу и обыкновенно по утрамъ. Радостно кричали странники, завидѣвъ удобное мѣсто отдохновенія и медленно, склоняясь дугою, опускались на землю.

Поохотившись за журавлями, мы направились къ биваку. Путь проходилъ восточной окраиной камышей, среди которыхъ синѣющій дымокъ выдавалъ присутствіе спрятанныхъ номадовъ. Въ полдень мы уже были среди экспедиціонной семьи.

Озеро Курлыкъ-норъ лежитъ въ Курлыкской равнинѣ неподалеко отъ подножія южно-кукунорскихъ горъ. Абсолютная высота этой равнины 8,000 футовъ. Окружность прѣсноводнаго озера занимаетъ 33 версты. Цвѣтъ воды сѣроватый. Низкіе берега обильно поросли камышемъ; болѣе возвышенные — хармыкомъ. Глубина озера только въ сѣверо-западномъ и юго-западномъ углахъ порядочная — отъ 4 до 6 саж.; на всемъ же остальномъ пространствѣ — незначительная. Питаніе озеру даетъ р. Баинъ-голъ, которая, въ свою очередь, несется[6] съ

  1. Урядникъ Жаркой былъ командированъ въ г. Донкыръ.
  2. Маршрутъ этой рекогносцировки описалъ цифру 8.
  3. Камыши горѣли на восточномъ берегу Курлыкъ-нора.
  4. Глубина единственнаго брода 2—3 фута.
  5. Всего въ эту поѣздку я убилъ четырехъ журавлей; перваго на западномъ берегу Курлыкъ-нора пулей изъ ружей Бердана.
  6. Притокъ Ара-голъ.
Тот же текст в современной орфографии

склада и снаряжения нового каравана из вьючных яков для путешествия в Сы-чуань.

Тем временем я устроил поездку для съемки курлыкских озер. С этою целью 6 октября я покинул бивак. На этот раз меня сопровождал вахмистр отряда Иванов[1]. Вьюки — на верблюдах, сами — на лошадях. Проводником служил местный монгол.

Проверив снаряжение, мы ходко двинулись вперед на северо-запад. Первоначальный путь шел правым берегом р. Баин-гола, который через 7 верст впадал в озеро Курлык-нор с восточной стороны. Означенная река в своем нижнем течении направляется с северо-запада на юго-восток. Вода пресная и довольно чистая, но не прозрачная; ложе окаймляется низменными берегами. Ширина реки 15, редко 20 сажен. В летнее время значительная часть влаги заливает левый берег, покрытый высокими камышами. С правого же берега подходит кустарник — хармык, обрамляющий озеро широкой полосой. Его ограничивает на севере горный кряж, протянувшийся в юго-восточном направлении. По местам залегают площадки соленой пыли.

При впадении река Баин-гол расширяется; от ее устья тянутся по озеру отмели; всюду на глади виднелись пролетные пернатые. Тут были: лебеди, гуси, турпаны, крахали, чайки, несколько видов уток. Иные стада перелетали с одной стороны озера на другую. Некоторые, высоко поднявшись в воздух, хлопотливо направлялись к югу. Третьи мирно отдыхали по отмелям озера. Голоса птиц раздавались везде: вдали и вблизи, низко и высоко. Тепло, простор, обилие пищи — вот причины, по которым странники мало думали об отлете.

С вечерней зарей я расположился для отдыха на западном берегу Курлык-нора, с утренней же — снова пустился в путь. В воздухе было свежо. Испуганные стада птиц с шумом вылетали из соседних камышей, перемещаясь на открытые воды. Издалека приносились к нам звучные голоса черношейных журавлей; порою вблизи кричали лысухи. Вскоре затем взошло и солнце. Прекрасен был восход над поверхностью озера. Облака, словно горящие в огне, казалось, утопали в водах Курлык-нора. Немного пройдя, переправились чрез проток, соединяющий северное озеро с южным. Дальнейший путь пролегал возвышенностью или перешейком озер. В юго-восточном углу северного озера, где выбегает прозрачный ключ, мы временно остановились. Озеро Курлык-нор было обойдено в полтора перехода. Несколько дальше, но таким же образом, мы обогнули и южное озеро. 8 октября, в 5 часов вечера, наш бивак уже стоял на северо-западном заливе озера Тоса-нора[2]. В тиши залива, при устье протока, плавала масса птиц. Они часто перелетали, резко взмахивая крыльями, с северного озера на южное и обратно. Отсюда же мы любовались заревом степного пожара[3]. Великолепен вид его. На общем темном фоне резко выделялся красно-золотистый отблеск, порою закрываемый клубами дыма. Огненные языки, подымаясь высоко от земли, исчезали бесследно в выси. Кругом пожара был заметен особенный свет, который, по мере удаления от огня, принимал мрачную, фантастическую окраску. В воздухе стоял страшный шум от горящих камышей. Местные кочевники, спасаясь от огня, торопливо бежали на глинистые площади. Пролетные птицы также волновались; по сторонам неслись их тревожные голоса. Некоторые стада залетали в область дыма и как угорелые мчались оттуда, куда попало. На следующий день густой дым окутал окрестность. Дышалось тяжело. Солнце светило в виде бледного диска.

В это время мы уже следовали вверх по течению протока. Этот последний выбегает из юго-восточного угла Курлык-нора, впадая в северо-западный угол Тосо-нора. Направление протока посредине изменяется из юго-западного в юго-восточное. В первой половине вода несется стремительно по галечному ложу; во второй — тихо струится по глинистому руслу. Ширина на всем пространстве одинаковая и равняется 20 саж.

Переправившись через проток[4], мы двигались прежней дорогой до ключа Сэйн-намык. По всей южной окраине Курлык-нора держалось много птиц. Из них самым интересным представителем был черношейный журавль. Этот вид найден и описан Н. М. Пржевальском в его первое путешествие по Нагорной Азии. В нынешнее странствование мы увидели этих птиц в первый раз. Подобно другим болотным птицам, журавли были весьма доверчивы и держались чаще парами, реже по 3—4 особи вместе. Верхом на лошади я подъезжал к ним на выстрел дробью. Таким образом добыл три роскошных экземпляра[5]. Испытав преследование, журавли уже издали поднимали головы, зорко следя за охотником. За 200—300 шагов они подымали крик; затем, разбежавшись по земле, тяжело взмахивая крыльями, перемещались в безопасное место. Осиротелые птицы держатся или вблизи того места, где погиб товарищ, или же, если охотник не удалился, то поодаль. Отлетные стайки описываемого вида составляли десять и самое большое двенадцать экземпляров, по крайней мере, согласно нашим наблюдениям. На болота соседних озер черношейные журавли прилетали по р. Баин-голу и обыкновенно по утрам. Радостно кричали странники, завидев удобное место отдохновения и медленно, склоняясь дугою, опускались на землю.

Поохотившись за журавлями, мы направились к биваку. Путь проходил восточной окраиной камышей, среди которых синеющий дымок выдавал присутствие спрятанных номадов. В полдень мы уже были среди экспедиционной семьи.

Озеро Курлык-нор лежит в Курлыкской равнине неподалеку от подножия южно-кукунорских гор. Абсолютная высота этой равнины 8 000 футов. Окружность пресноводного озера занимает 33 версты. Цвет воды сероватый. Низкие берега обильно поросли камышом; более возвышенные — хармыком. Глубина озера только в северо-западном и юго-западном углах порядочная — от 4 до 6 саж.; на всем же остальном пространстве — незначительная. Питание озеру дает р. Баин-гол, которая, в свою очередь, несется[6] с

  1. Урядник Жаркой был командирован в г. Донкыр.
  2. Маршрут этой рекогносцировки описал цифру 8.
  3. Камыши горели на восточном берегу Курлык-нора.
  4. Глубина единственного брода 2—3 фута.
  5. Всего в эту поездку я убил четырех журавлей; первого на западном берегу Курлык-нора пулей из ружей Бердана.
  6. Приток Ара-гол.