Страница:Энциклопедический лексикон Плюшара Т. 4.djvu/26

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
  
— 20 —

дряхлаго отца и оплошнаго Мурада, объявилъ себя императоромъ, и короновался въ Агрѣ 2 Августа 1658 года. Здѣсь кончилось политическое существованіе Шахъ-Джегана, и съ того времени его можно считатъ какъ-6ы мертвымь, хотя остатокъ своей жизни онъ еще около осьми лѣтъ влачилъ въ заключеніи.

Шахъ-Джеганъ царствовалъ тридцать лѣтъ славно и счастливо; по крови родственниковъ вступивъ на престолъ, онъ не проливалъ ея во время своего царствованія. При немъ не слышно было ни о политическихъ убійствахъ, ни о казняхъ, ни о насиліяхъ. Бунты, вѣчное слѣдствіе тиранства, были неизвѣстны, и правосудіе императора водворило миръ по всему пространству его владѣній; притѣсненіе нигдѣ не могло сокрыться отъ его проницательнаго взора, и хотя онъ очень любилъ деньги, но ни какіе подарки не могли спасти виновнаго отъ наказанія. Воровство и грабежи были совершенно истреблены, и если кто подвергался тому или другому, правитель области, гдѣ это случалось, долженъ былъ удовлетворить потерпѣвшаго изъ собственнаго имѣнія, иначе лишался должности.

Вообще Шахъ-Джеганъ былъ государь умный и даже добрый, хотя онъ принужденъ былъ проложить путь къ трону убійствомъ. Обращеніе его было ласково, и поведеніе достойно государя. Онъ любилъ удовольствія, но не былъ рабомъ ихъ; чувственность никогда не заставляла его забывать долгъ, и если бы въ послѣднее время болѣзнь не ослабила его умственной дѣятельности, онъ кончилъ бы жизнь свою столь же славно, какъ провелъ ее. Какъ и отецъ, онъ не слѣдовалъ никакой религіи, и терпѣлъ всѣ, но къ концу своей жизни сдѣлался набожнымъ, и Коранъ былъ неизмѣннымъ товарищемъ его затворничества. Необыкновенная прозорливость и удивительная дѣятельность составляютъ отличительный характеръ Шахъ-Джегана; эти-то качества, вмѣстѣ съ непоколебимою справедливостью, пріобрѣли ему и любовь и уваженіе подданныхъ.

VI. Эвренгъ-Зибъ, Аурунгь-Зебъ, Aurung-zeb, вступая на престолъ, принялъ прозваніе Алемгира, «завоевателя міра.» Вскорѣ по провозглашеніи его императоромъ, Шеджджаа снова попытался возобновить свои требованія на царство, и съ сильнымъ войскомъ двинулся противъ Эвренгъ-Зиба, но былъ разбитъ въ нѣсколькихъ сраженіяхъ, и, лишившись возможности противустоять брату, бѣжалъ изъ Бенгала къ сосѣду своему, раджѣ Араканскому, который коварно обманулъ его и лишилъ жизни. Жена Шеджджаа, Піарè-Бану, красоту которой еще и теперь воспѣваютъ въ Бенгалѣ, съ отчаянія разбила себѣ голову о камень, и все его семейство погибло или добровольною или насильственною смертію. Почти въ то же самое время, Дара бѣжалъ изъ Лагора въ Гузератъ, склонилъ на свою сторону тамошняго намѣстника, и усиленный его войскомъ обратился опять на Агру; разбитый Эвренгъ-Зибомъ близъ Аджимера, онъ бѣжалъ въ Татту, но былъ выданъ брату, и, по его приказанію, умерщвленъ въ Хизиръ-Абадѣ, близъ Дегли, 28 Августа 1659 года. Сынъ его, Сулейманъ, бѣжалъ въ сѣверныя горы къ раджѣ Серинагарскому, и также былъ выданъ Эвренгъ-Зибу, который заключилъ его въ крѣпостъ Гваліорскую.

Утвердившись на престолѣ смертію братьевъ, Эвренгъ-3ибъ занялся дѣлами внутренняго управленія, и показалъ, что если онъ и несправедливо овладѣлъ верховною властію, то заслуживалъ ее своими достоинствами. Вредъ, понесенный жителями отъ междоусобной войны, былъ возвагражденъ изъ общественной казны, и всѣ части государственной машины приведены были въ величайшiй порядокъ и соотношеніе; но любовь народа всего болѣе пріобрѣли ему мудрыя мѣры, принятыя имъ во время годода, случившагося въ третій годъ его царствованія: налоги были тогда сняты, и бѣднымъ хлѣбъ раздавали даромъ, привозя его изъ тѣхъ частей государства, которыя менѣе подверглись неурожаю. Вскорѣ послѣ этого бѣдствія, грабительства Севаджи, основателя могущества Маграттовъ, заставили императора послать войско въ Деканъ. Севаджи былъ усмиренъ, но не на долго. Въ 1664 Эвренгъ-Зибъ сдѣлался опасно боленъ, и, оправившись, для укрѣпленія здоровья, ѣздилъ со всѣмъ Дворомъ въ Кашмиръ. Въ это время Раджапуты возмутились въ Гузератѣ; они скоро были принуждены покориться. Эмиръ Дакумлè, одинъ изъ важнѣйшихъ сановниковъ Эвренгъ-Зиба, управлялъ Бенгаломъ съ самой смерти Шеджджаа, и до такой степени пріобрѣлъ любовь народа, что возбудилъ опасенія подо-