Страница:1870, Russkaya starina, Vol 1. №1-6.pdf/233

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



II.

Многія восхищались въ то время кто Сухозанетомъ, который былъ тогда очень молодымъ генераломъ, кто графомъ Орловымъ, генералъ-адъютантомъ.

Я никого не замѣчала, ни на кого не смотрѣла: развѣ можно смотрѣть по сторонамъ, когда чувствуешь присутствіе божества, когда молятся?

Это были только мужчины: красивые-ли, не красивые — мнѣ было все равно. А онъ былъ выше всего! Я не была влюблена… я благоговѣла, я поклонялась ему!... Этого чувства я не промѣняла-бы ни на какія другія, потому-что оно было вполнѣ духовно и эстетично. Въ немъ не было ни задней мысли о томъ, чтобы получить милость посредствомъ благосклоннаго вниманія царя — ничего, ничего подобнаго… Все любовь чистая, безкорыстная, довольная сама собой.

Если-бы мнѣ кто сказалъ тогда: «этотъ человѣкъ, передъ которымъ ты молишься и благоговѣешь, полюбилъ тебя какъ простой смертный» — я-бы съ ожесточеніемъ отвергла такую мысль и только-бы желала смотрѣть на него, удивляться ему, поклоняться какъ высшему обожаемому существу!...

Это счастіе, съ которымъ никакое другое не могло для меня сравниться!

III.

А что говорили мнѣ всѣ окружающіе царя, танцуя со мною, право не помню, и не смотрѣла я на нихъ, и не слушала ихъ. Они всѣ толковали о прелестной музыкѣ Болугіянскаго оркестра, и дѣйствительно она была обворожительна; царь тоже ею восхищался.

Возвратясь, послѣ смотра, домой въ Лубны, я предалась мечтаніямъ ожидающаго меня чувства матери, о которомъ пламенно молилась и желала. Тутъ примѣшивалась теперь надежда, позже осуществившаяся, что императоръ будетъ воспріемникомъ моего ребенка!

Еще до этого событія мнѣ удалось сдѣлать путешествіе въ Кіевъ въ сообществѣ моей матери, и я тамъ имѣла счастіе вмѣ-

Тот же текст в современной орфографии
II

Многие восхищались в​ то время кто Сухозанетом​, который был​ тогда очень молодым​ генералом​, кто графом​ Орловым​, генерал​-адъ​ютантом​.

Я никого не замечала, ни на кого не смотрела: разве можно смотреть по сторонам​, когда чувствуешь присутствие божества, когда молятся?

Это были только мужчины: красивые ли, не красивые — мне было все равно. А он​ был​ выше всего! Я не была влюблена… я благоговела, я поклонялась ему!.. Этого чувства я не променяла бы ни на какие другие, потому, что оно было вполне духовно и эстетично. В​ нем​ не было ни задней мысли о том​, чтобы получить милость посредством​ благосклонного внимания царя — ничего, ничего подобного… Все любовь чистая, бескорыстная, довольная сама собой.

Если бы мне кто сказал​ тогда: «Этот​ человек​, перед​ которым​ ты молишься и благоговеешь, полюбил​ тебя как​ простой смертный», — я бы с​ ожесточением​ отвергла такую мысль и только бы желала смотреть на него, удивляться ему, поклоняться как​ высшему обожаемому существу!..

Это счастие, с​ которым​ никакое другое не могло для меня сравниться!

III

А что говорили мне все окружающие царя, танцуя со мною, право не помню, и не смотрела я на них​, и не слушала их​. Они все толковали о прелестной музыке Болугиянского оркестра, и действительно она была обворожительна; царь тоже ею восхищался.

Возвратясь после смотра домой, в​ Лубны, я предалась мечтаниям​ ожидающего меня чувства матери, о котором​ пламенно молилась и желала. Тут​ примешивалась теперь надежда, позже осуществившаяся, что император​ будет​ восприемником​ моего ребенка!

Еще до этого события мне удалось сделать путешествие в​ Киев​ в​ сообществе моей матери, и я там​ имела счастие вме-