Страница:1870, Russkaya starina, Vol 1. №1-6.pdf/237

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Знакомство наше было не многочисленное, но такое, какъ лучше нельзя пожелать. Дѣвицы Фурманъ, изъ которыхъ одна долго жила у моей тетки Олениной.... Онѣ меня познакомили съ Моёръ и матерью ея Протасовой.

М-me Моёръ, ангелъ во плоти, первая любовь Жуковскаго и его муза, подружилась съ нами и мы почти каждый день видѣлись. У нея не было тогда дѣтей, хотя она страстно ихъ желала. Между ними не было страстной любви, только взаимное уваженіе. Она любила прежде Жуковскаго — и любовь эта, чистая и высокая, кажется не угасала никогда. Впослѣдствіи Богъ далъ ей желанное дитя и я его видѣла черезъ нѣсколько лѣтъ подлѣ бабушки ея, грустной, осиротѣлой матери....

Марія Андреевна умерла, кажется, послѣ родовъ.

Никогда не забуду времени, проведеннаго съ нею и у нея въ ея маленькомъ садикѣ, или въ ея уютной гостинной, слушая музыку: — она съ мужемъ играла очень хорошо на фортепіано въ четыре руки, оба близорукіе и въ очкахъ; — или осенью сидящую на маленькомъ стулѣ, гдѣ-нибудь за дверью и убаюкивающею дитя, взятое у родныхъ мужа, которое баловала изо всѣхъ силъ.

Немудрено, что я уже никуда не хотѣла изъ такой эстетической среды. Но мнѣ повелѣли ѣхать на маневры въ Ригу и я, скрѣпи сердце, поѣхала въ сопровожденіи милой сестры, ободрявшей меня своей любовью и ласками.

Насъ посѣщалъ иногда дивизіонный нашъ командиръ, генералъ Лаптевъ, — весьма суровая и непривлекательная личность, — принявшій сначала мужа весьма неблагосклонно, потомъ сдѣлавшійся намъ пріятелемъ и даже доброжелателемъ такъ, что когда по командѣ присланъ былъ мнѣ великолѣпный фермуаръ, подарокъ кума-императора, то онъ привезъ мнѣ его самъ и выразился весьма фигурально — о сіяніи отъ брильянтовъ около фермуара.... Не припомню хорошенько выраженія; но тутъ былъ очень тонкій комплиментъ моей красотѣ.

Увы! я не долго пользовалась этимъ дорогимъ украшеніемъ.

Мнѣ говорили, что этотъ фермуаръ былъ сдѣланъ на заказъ въ Варшавѣ и стоилъ шесть тысячъ ассигнаціями.

У насъ бывалъ тоже генералъ Кайсаровъ. Онъ очень заботился о возстановленія Керна въ прежнихъ его правахъ, и уха-