Страница:1870, Russkaya starina, Vol 1. №1-6.pdf/471

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



№ 7. Отвѣтъ тайнаго совѣтника и кавалера Сиверса къ господину рижскому военному губернатору.

Вашему превосходительству приношу чувствительную благодарность за милостивое сообщеніе мнѣ представленія присутствующаго ландрата отъ 12 октября; но вмѣстѣ съ тѣмъ долженъ изъявить чрезвычайное мое удивленіе о содержаніи онаго, ибо я никогда не ожидалъ отъ ландратской коллегіи, чтобы оная могла начальствующему въ губерніи представить неправду, дабы чрезъ то переложить вину помѣщиковъ, отдавшихъ неспособныхъ людей и лошадей на отвѣтственность пріемщика г-на полковника барона Икскуля; но еще того менѣе считалъ я ландратскую коллегію способною возстать противъ меня коварнымъ и непристойнымъ обвиненіемъ. Въ доказательство же, что она дѣйствительно донесла вашему превосходительству неправду, честь имѣю представить вамъ ниже сего изложеніе всего дѣла, основывающееся на журналѣ:

21-го августа возвратился курьеръ, коего я съ ландтага изъ Дерпта посылалъ къ вашему превосходительству, и привезъ мнѣ согласіе ваше на то, дабы только 500 заводскихъ и 500 крестьянскихъ къ казачьей службѣ годныхъ лошадей поставлены были. Естьли принять, что для заготовленія репортиціи, для доставленія оныхъ въ 105-ть кирхшпилей для разсылки ихъ по мызамъ, и наконецъ для поставки лошадей съ мызы на мызу Ранценъ нужны были только 12 дней, то и въ семъ случаѣ первыя лошади могли прибыть туда не прежде какъ 3-го сентября. Между тѣмъ поручикъ Шмидъ, принявъ въ Ранценѣ 189 лошадей, выступилъ уже 5-го сентября изъ Вольмара съ вольнымъ корпусомъ своимъ на Двину, а 16-го сентября полковникъ фонъ-Икскуль выступилъ изъ Ранцена въ Вольмаръ со всѣми принятыми имъ людьми и лошадьми.

18-го числа того же мѣсяца (т. е. сентября) прибылъ я изъ Санктпетербурга въ Ранценъ и не нашелъ уже тамъ ни принятыхъ людей, ни лошадей. Но не взирая на все сіе ландратская коллегія говоритъ, что отъ четырехъ-недѣльнаго будто бы пребыванія въ Ранценѣ на чистомъ воздухѣ безъ должнаго призрѣнія, люди и лошади потерпѣли, отъ чего оказались якобы между ими недостатки; но таковое утвержденіе содѣлывается еще коварнѣе, естьли приступимъ къ изслѣдованію и разсмотрѣнію неспособности людей и лошадей. Неспособность первыхъ состоитъ въ 50-ти и 60-тилѣтнемъ возрастѣ, въ килахъ, струпьяхъ, слабости силъ и въ маломъ ростѣ, такъ что сіи люди едва ли были ростомъ въ два аршина; неспособность лошадей состоитъ въ томъ, что они имѣютъ 15-ть, 20-ть и болѣе лѣтъ, или что суть столь велики, что даже неспособны и къ драгунской служ-