Страница:1870, Russkaya starina, Vol 1. №1-6.pdf/480

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Графъ Ливенъ, узнавъ о семъ, отозвался, что онъ, не входя ни въ какія объясненія, будетъ ли таковое предложеніе у насъ принято, полагаетъ однако-же, что оный подвигъ, какъ новое доказательство дружественнаго расположенія, безъ сомнѣнія, будетъ пріятенъ для вашего величества.

О всѣхъ сихъ обстоятельствахъ сообщилъ мнѣ также изустно лордъ Катгартъ, бывшій у меня вчерась на конференціи.

Изъ разговоровъ его замѣтно было, что онъ не надѣется, чтобы назначенная сумма могла быть переведена сюда вся наличными деньгами, но полагалъ, что взамѣну оной могутъ быть присланы англійскія издѣлія. Онъ, казалось мнѣ, разсуждалъ, что сіе пособіе должно распространиться исключительно на людей низкаго состоянія, ибо разсчитывалъ, что число ихъ простирается до 50 тыс. человѣкъ, и что на каждаго можно опредѣлить до 50 рублей деньгами, а остальное вещами, нужными наипаче для одѣянія и обуви. Онъ говорилъ, что сообщитъ мнѣ все сіе письменно; но я не получилъ еще сего сообщенія и предварительно испрашиваю всемилостивѣйшаго позволенія приложить оное здѣсь на случай, есть ли будетъ прислано прежде отправленія сего донесенія.

Я отвѣчалъ лорду Катгарту, что сей подвигъ, обнаруживая истинное дружелюбіе къ намъ народа англинскаго, конечно, по сему самому заслуживаетъ нашу признательность; но что въ то же время новость и необычайность сего для Россіи предложенія таковы, что я никакъ яе могу принять на себя никакого отзыва по сему случаю; но не премину обо всемъ въ подробности донести вашему императорскому величеству, и буду ожидать приказанія вашего.

Представляя все сіе на высочайшее усмотрѣніе вашего величества, я осмѣливаюсь въ то же время умолять васъ, всемилостивѣйшій государь, о высочайшемъ соизволеніи вашемъ отклонить сіе предложеніе, имѣющее видъ милостиннаго подаянія отъ народа чуждаго и иноплеменнаго великодушнымъ подданнымъ обширной вашей имперіи. Я умоляю о семъ, какъ о дѣлѣ, съ коимъ, въ моемъ понятіи, нераздѣльно сопряжены честь и достоинство народа, вамъ подвластнаго. Мы всѣ готовы жертвовать своими избытками въ пользу пострадавшихъ братій нашихъ, и всѣ охотно примемъ новыя повинности, но не допустимъ иностранцевъ, чтобы они когда либо имѣли поводъ хвалиться или упрекать Россію своими подаяніями. Я осмѣливаюсь присовокупить къ сему, что въ предположеніи англинскаго правительства одѣлять неимущихъ нашихъ одеждою и обувью своего издѣлія, легко можетъ скрываться и то намѣреніе, чтобы привить имъ новыя привычки, и среди самаго народа, и между крестьянами посѣять при-