Страница:1870, Russkaya starina, Vol 2. №7-12 and table of contents vol. 1-2.pdf/4

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


бань въ Ачюевъ къ Хосяну пашѣ и къ Сартлану мурзѣ свои войсковыя письма объ мировомъ между вами и нами и крестномъ состоянiи, какъ жили и напередъ сего старые казаки.

Да вѣдоможъ вамъ, атаманамъ молодцамъ, мы войскомъ донскимъ чинимъ (судъ) на своихъ прежде бывшихъ старшинъ, на Лукьяна Максимова, на Ефрема Петрова съ товарыщи. Въ прошломъ 1707 году они, Лукьянъ и товарыщи, списывались съ бояры[1], что у насъ на рѣкѣ русскихъ пришлыхъ людей всѣхъ безъ остатку выслать, кто откуды пришолъ съ первого азовскаго походу; и по тѣмъ ихъ, прежде бывшихъ старшинъ, съ бояры писму к совѣту прислали они, бояря, отъ себя къ намъ на рѣку полковника князя Юрья Долгорукова со многими начальными людми, для того, чтобъ имъ, старшинамъ, съ боярами всю рѣку разорить; и стали было бороды и усы брить, такъ и вѣру христiанскую перемѣнить и пустынниковъ, которые живутъ въ пустыняхъ, ради имени Господня, и хотѣли было христiанскую вѣру ввесть въ еллинскую вѣру; и какъ они, князь съ старшинами, для розыску и высылки русскихъ людей поѣхали; по Дону и по всѣмъ рѣкамъ послали отъ себя начальныхъ людей, а самъ онъ, князь съ нашими старшинами, съ Ефремомъ Петровымъ съ товарыщи многолюдствомъ поѣхали по сѣверному Донцу по городкамъ, и они, князь съ старшинами, будучи въ городкахъ, многiя станицы огнемъ выжгли и многихъ старожилыхъ казаковъ кнутомъ били, губы и носы рѣзали и младенцовъ по деревьямъ вѣшали, также женска полу и дѣвичья брали къ себѣ для блудного помышленiя на постели, и часовни всѣ со святынею выжгли; и въ прошломъ же, 1707, году, какъ будучи князь съ старшинами у розыску и высылки русскихъ людей на рѣчкѣ Айдарѣ въ Шульгинскомъ городкѣ и съ Донца Трехъизбянской станицы нынѣшнiй нашъ войсковой атаманъ Кондратей Афонасьевичъ Булавинъ пересовѣтовавъ съ донецкими многими казаками и собрався ево, князя, и при немъ съ будущими начальными людми и съ нашими старшинами въ Шульгинскомъ городкѣ[2] до

  1. Изъ этихъ словъ можно предполагать, что ближайшимъ поводомъ къ возстанiю было неудовольствiе на старшинъ, которые списывались о высылкѣ съ Дона пришлыхъ людей, безъ согласiя съ войскомъ.
  2. У Соловьева: на р. Айдарѣ. (Истор. Россiи т. XV, с. 240), а у Броневскаго: «близь Урюпинской станицы». (Истор. Донск. войск. Ч. I, стр. 250). П. П. Ламбинъ.