Страница:1870, Russkaya starina, Vol 2. №7-12 and table of contents vol. 1-2.pdf/45

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Однако приличными веселіями и удовольствіями, частыми съѣздами ко двору старался князь Меншиковъ благопристойнымъ образомъ въ праздные часы веселить своего государя и зятя. А примѣръ двора, разливаясь сперва на вельможъ, а потомъ и на другихъ гражданъ, чинилъ, что и они, по мѣрѣ достатка своего, а иногда и свыше, старались сообществомъ веселиться, и простота нравовъ исчезла.

Наконецъ приходило время паденія князя Меншикова, и произошло оно отъ слѣдующаго случая. Сей вельможа, всячески стараясь утѣшить своего государя и укрѣпить движеніемъ и трудами его тѣло, повезъ его со псовою охотою. Гоньба, травля и прочее, что веселитъ въ сей охотѣ, весьма полюбились младому государю. Часто князь Меншиковъ отъѣзжалъ въ мызу свою Оранинъ-боумъ, и случилось, что единожды, въ небытность его въ Петербургѣ, въ пасмурный и холодный день, государь поѣхалъ на поле. По возвращеніи своемъ, нашелъ онъ Меншикова весьма раздраженна сею ѣздою, который съ тою горячностію, каковая можетъ произойти отъ желанія сохранить его здоровье и отъ опасности потерею его лишиться толь великаго союза, ему представлялъ коль неразсудительно было въ пасмурное и холодное время ѣздить и здоровье свое подвергать. Хотя горячи были его изъясненія, но они отъ усердія происходили, однако младый государь ощущалъ только въ нихъ единую горячность и яко нарушеніе почтенія къ себѣ; однако скрылъ и то въ сердцѣ своемъ, и к. Иванъ Алексѣичъ Долгорукій, ищущій погибели Меншикова, дабы самому и родъ свой на ту степень возвести, не оставилъ паче очернить всѣ слова сего вельможи.

Помнится мнѣ, въ іюнѣ мѣсяцѣ поѣхалъ князь Меншиковъ въ мызу свою Оранинъ-боумъ для освященія созданныя имъ церкви. Сей ожидаемый уже давно случай и былъ употребленъ къ погубленію его. Государь, по совѣту к. Ивана Алексѣича Долгорукова, поѣхалъ въ Петергофъ, окруженъ гвардіей, и повелѣно было к. Меншикову сказать, чтобы онъ въ Петергофъ не ѣздилъ, а проѣхалъ бы прямо въ Петербургъ, гдѣ тогда же двору государеву велѣно было изъ дому к. Меншикова выбираться. Тщетно ниспадавшій сей министръ просилъ единыя милости, чтобы видѣть государя и оправданія свои принести; тщетно княжна Катерина Александровна, его дочь,