Страница:1871, Russkaya starina, Vol 3. №1-6.pdf/132

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана



Вскорѣ потомъ прибылъ изъ Москвы въ монастырь полный начальникъ, архимандритъ Пахомий, мужъ старый до дряхлости, въ подагрѣ. Не успѣлъ еще онъ осмотрѣться, какъ ужъ братия и вознегодовала на него за нарушение прежнихъ монастырскихъ обыкновений:

1) что онъ въ праздничные и торжественные дни не проситъ братию къ себѣ на водку; 2) что уничтожилъ печение по субботамъ блиновъ, а по воскресеньямъ — пироговъ. Въ сие общество вмѣшался монастырский, по тогдашнему называемы, «служка» Семенъ Малышевъ, которому было не болѣе 26-ти лѣтъ отъ роду, и который не меньше моего дѣда почитался искусникомъ въ приказныхъ дѣлахъ. Сіе искусство почерпнулъ онъ будучи въ бѣгахъ, и проживая въ городѣ Кинешмѣ въ качествѣ слуги, у тамошняго воеводы Борноволокова, котораго доносомъ своимъ, состоявшимъ не заню въ какихъ важностяхъ, заставилъ отвѣчать въ тогдашней тайной канцеляріи

Сей опытный человѣкъ кричалъ и увѣрялъ монаховъ, что архимандритъ богопротивникъ, и что за это надобно на него закричать по первому и второму пункту.

Я, слушая сего скопища заговоры, въ которыхъ сильно охотился [надписано неразборчиво], что значать слова: «по 1-му и 2-му пункту», и догадывался, что 1-й пунктъ значитъ, запрещеніе печь блины, а 2-й — пироги, и винилъ въ моихъ мысляхъ безъ пощады архимандрита за такое престпленіе. Сей скопъ и заговоръ не кончился словами. Служка Малышевъ вбѣжалъ въ Сѣвскую провинциальную канцелярію, закричалъ тамъ употребительное тогда «слово и дѣдо» *); почему провинціальная канцелярія, во исполненін тогдашнихъ законовъ, наложила на прематитую архимандричью старость оковы, отослала съ доносителемъ и свидѣтельми, кои всѣ были монахи, за крѣпкимъ карауломъ, въ тайную канцелярію, гдѣ открылся доносъ, что архимандритъ, во время всенощнаго на торжественный день моленія, приказалъ стихиры читать,


  • ) «Слово и дѣло» значило донесть на кого по 1-му пункту, то-есть, что тотъ виновенъ въ дерзновеніи противъ Бога и церкви. По 2-му пункту, — въ оскорбленіи или въ знаниіи намѣоній противъ государя и государства и проч.… Для производства таковыхъ дѣлъ учреждено было въ Москвѣ особливое присутственное мѣсто, называемое «тайная канцелярія», подобная во всемъ «инквизиціи», существующей еще и нынѣ въ нѣкоторыхъ католицкихъ государствахъ. Г. Д.