Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/175

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


сти лѣтъ, становятся полковниками и получаютъ полки, не выходя до тѣхъ поръ изъ конюшни или передней своихъ начальниковъ.

Наконецъ, если не желаютъ брать на себя труда добиваться чиновъ, то ихъ покупаютъ; это удобнѣе, и цѣна ихъ и у подполковника Ставицкаго, состоящаго при вице-президентѣ военной коллегіи, графѣ Николаѣ Салтыковѣ, опредѣлена и всѣмъ извѣстна.

Въ дополненіе къ сказанному мною выше, приведу нѣсколько строкъ извлеченныхъ изъ сочинені, столько же интереснаго, сколько и правдиваго, объ Измаильскомъ походѣ, написаннаго однимъ итальянскимъ офицеромъ Mailha, состоявшимъ при флотиліи генерал Рибаса и игравшимъ, какъ увидятъ, роль въ достопамятной кампаніи.

Разсказывая о штурмѣ Измаила, онъ говоритъ:

«Я не могу понять, какъ можетъ русскій оберъ-офицеръ, проявивші какъ въ этомъ, такъ и во многихъ другихъ сраженіяхъ, доказательства изумительной храбрости, дѣйствовать съ такимъ усердіемъ, являясь въ то же время орудіемъ и жертвою своихъ начальниковъ, которые отниматъ у него плоды этой храбрости и часто не раздѣляя даже съ нимъ опасностей. Всѣ генералы, полковники и т. п. обращаются съ оберъ-офицерами не только съ недостаточнымъ уваженіемъ, но даже съ презрѣніемъ.

«На другой день послѣ такого штурма, какъ на примѣръ Измаила, этотъ самый офицеръ, коорый безстрашно подвергалъ себя неслыханнымъ опасностямъ, первый взошелъ на городской валъ, видя быть можетъ въ то же время, какъ его начальникъ (генералъ Львовъ, напримѣръ) прячется во время сраженія и появляется лишь когда опасность уже миновала, этотъ самый офицеръ, говорю я, явится къ своему начальнику съ величайшею покорностію, едва будетъ говорить ио только тогда, когда его станутъ спрашивать и, если онъ умнѣе вого начальника, то никогда не будетъ противорѣчить глупостямъ его превосходительства; этотъ начальникъ будетъ употреблять этого офицера для лакейскихъ услугъ и будетъ давать ему порученія, которыя тотъ исполнитъ безпрековловно. Невозможно постичь эту смѣсь геройства и низости.

«Порядокъ, какимъ распредѣляютъ награды послѣ какого-нибудь сраженія, еще болѣе способенъ обезкуражить оберъ-офицеровъ. Донесенія и реляцши составляются начальниками; въ большей части изъ этихъ донесеній упоминаются лишь сами начальники и ихъ любимцы; впрочемъ, доненсенія эти довольно безполезны потому, что дворъ обыкновенно не обращаетъ на нихъ ни малѣйшаго вниманія и поступаетъ такимъ же порядкомъ, который способенъ отбить всякую добрую охоту: дворъ награждаетъ по чинамъ и пртимоъ щедро начальниковъ, волонтеров и т. п.