Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


видѣлъ то-то…» Тутъ слѣдовалъ разсказъ о томъ, что онъ видѣлъ, наполненный различными цифрами, и всегда выходило такъ, что его мнѣніе вполнѣ согласно съ практическимъ положеніемъ вопроса, что̀, конечно, не могло не внушать въ старикахъ уваженія къ его необъятнымъ практическимъ знаніямъ и сознанія въ собственномъ безсиліи.

А ка́къ князь Сергѣй Кочубей обращался съ цифрами, приведу слѣдующій случай. Однажды я пріѣзжаю къ нему, по обычаю, за нѣсколько минутъ до собранія. Князь показываетъ мнѣ какую-то, только-что купленную имъ картину и проситъ ее оцѣнить. Я отвѣчаю, что я не знатокъ и никакъ не могу опредѣлить ея цѣнности. — «Вообразите, я заплатилъ только 300 руб. Это страшно дешево». Вслѣдъ за тѣмъ, пріѣзжаетъ кто-то изъ членовъ, кажется, графъ Кушелевъ-Безбородко. Князь Кочубей проситъ и его также полюбоваться картиной. Тотъ глубокомысленно разсмотрѣлъ картину и сказалъ: — «Хорошая вещь! тысячи три заплатили?» — «Нѣтъ, отвѣчалъ князь, только половину». Я просто за него покраснѣлъ и былъ рѣшительно пораженъ такимъ безцеремоннымъ обращеніемъ съ истиною.

Однимъ словомъ, князь, при слабомъ знаніи предмета, былъ смѣлъ, чтобы не сказать болѣе; его сочлены тоже не знали предмета, но были люди болѣе или менѣе почтенные и добросовѣстные. Им, конечно, и въ голову не приходило, что всѣ разсказы князя Сергѣя Кочубея о фактахъ, которые онъ узналъ во время своего путешествія, не что иное, какъ фантазія, примѣненная къ практическимъ цѣлямъ. Постоянныя ссылки его на это путешествіе припоминаютъ мнѣ другое подобное обстоятельство. На Кавказѣ, о которомъ рѣчь впереди, въ числѣ моихъ пріятелей, былъ Ѳадеевъ, генералъ, тотъ самый, который печаталъ свои письма въ «Московскихъ Вѣдомостяхъ», человѣкъ съ большими энциклопедическими свѣдѣніями и замѣчательнымъ даромъ слова, но немножко шарлатанъ. Онъ представлялъ изъ себя рѣшительно всезнающаго господина и смѣло вступалъ въ споръ по разнымъ вопросамъ со всевозможными спеціалистами. Само собою разумѣется, что съ своими поверхностными знаніями онъ не могъ часто держаться противу силы дѣйствительныхъ и положительныхъ знаній. Но когда