Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/181

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


деніе и Западнаго Кавказа? Не по его ли иниціативѣ началось переселеніе закубанцевъ въ Турцію?

Такая дѣятельность на Западномъ Кавказѣ началась съ 1860 года, а съ этимъ временемъ какъ нельзя ближе совпадаетъ мой дальнѣйшій разсказъ. Будучи назначенъ начальникомъ Кавказской резервной ди визіи, которая въ составѣ двадцати комплектныхъ батальоновъ участвовала въ окончательномъ покореніи Кавказа, я былъ или прямымъ дѣятелемъ, или свидѣтелемъ тѣхъ событій, которыя совершились въ послѣдніе четыре года моего служенія на Кавказѣ.

Но прежде чѣмъ приступлю къ изложенію этихъ событій, считаю необходимымъ сдѣлать очеркъ прошлому состоянію Западнаго Кавказа, а равно взглянуть на жизнь, нравы, обычаи враждебныхъ намъ обитателей Закубанскаго пространства.


Западный Кавказъ, или пространство, заключающееся между Чернымъ моремъ и впадающими въ него Ингуромъ и Кубанью, былъ извѣстенъ въ глубокой древности.

Обитатели его у грековъ и римлянъ носили различныя названія, смотря потому, гдѣ находились ихъ колоніи. Такъ за нѣсколько сотъ лнтъ до настоящаго христіанскаго лѣтоисчесленія, встрѣчаютъ у древнихъ географовъ названія народовъ абзне, зиховъ и аидъ-ахой. Не суть ли это настоящіе абхазцы, джигеты и адыге? Эти же народы были извѣстны и подъ общимъ именемъ «черкесовъ».

Не касаясь происхожденія черкесовъ въ историческомъ отношеніß и не останавливаясь на происхожденіи этого названія въ этимологическомъ смыслѣ, не могу умолчать здѣсь о томъ обстоятельствѣ, что еще не такъ давно мы, русскіе, разумѣли подъ черкесами всѣхъ немирныхъ обитателей Кавказа. Подобно тому, какъ у насъ, на Руси, не только въ былое время, но и теперь въ простанродьи называютъ жителя Запада — будь онъ англичанинъ или французъ — нѣмцемъ, а жителя Востока — будь онъ персіянинъ или индѣецъ — татариномъ, такъ назывались — «черкесами» безъ различія всѣ горцы. Названіемъ «черкеса» окрещивались чеченцы, осетины, кабардинцы и всѣ друіе жители Кавказа, занимавіеся разбоемъ и хищничествомъ.

Такое названіе черкесъ для всѣхъ кавказскихъ горцевъ существовало еще въ первой четверти настоящаго столѣтія не только въ разоговорѣ, но и на письмѣ. Часто встрѣчалось читать о черкесахъ, нападающихъ на проѣзжающихъ по Военно-Грузинской дорогн или на Терекѣ, тогда каък объ нихъ тамъ не было и помину. Въ актахъ же прошлаго и предшествовавшихъ столѣтій и не упоминалось о существованіи чеченцевъ и лезгинъ.