Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/185

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


и платформъ, отчего колеса лафетовъ, во время стрѣльбы, врѣзывались въ землю, и отъ этого стрѣльба дѣлалась затруднительною.

Между станицами, расположеными по Кубани, находилось по нѣскольку постовъ, число и величина которыхъ зависѣла отъ мѣстности. Чѣмъ мѣстность была пересѣченнѣе и закрытѣе, тѣмъ болѣе постовъ находилось на меньшемъ разстояніи, и тѣмъ сильнѣ были самые посты. А такъ какъ, по мѣрѣ приближенія Кубани къ главному хребту, берега этой рѣки становились пересѣченнѣе и лѣсистѣе, а потому и число постовъ увеличивалось.

Такихъ постовъ, собственно по Кубани, насчитывалось до семидесяти. Находящіеся же на нихъ казаки обязаны были, кромѣ конвоированія проѣзжающихъ, выставлять днемъ пикеты на возвышенныхъ мѣстахъ, а по ночамъ содержать секреты.

Но этимъ не ограничивалось охранененіе какъ самой Кубанской линіи, такъ и позади ея лежащей территоріи Кавказскаго линейнаго казачьяго войска.

На Кубанской линіи, независимо станицъ и постовъ, находились еще укрѣплені: Усть-Лабинское, Почно-Окопское, Джугутинское и Хумаринское. Въ первомъ, находившемся на правомъ флангѣ линіи, сосредоточивались ратиллерійскіе склады и запасы; въ Усть-Лабѣ было въ родѣ арсенала, потому чо таъ, въ случаѣ надобности, производились прсенальныя исправленія артиллеріи. Въ Прочномъ-Окопѣ имѣлъ свое пребываніе начальникъ праваго фланга Кавказской линіи; а потому въ этой крѣпости сосредоточивалось все управленіе. Что же касается Джугутинскаго и Хумаринскаго укрѣпленій, то они охраняли Кубанскую линію съ лѣваго фланга.

Территорія же Кавказской, Кубанской, Ставропольской и Хоперской бригадъ, лешащая позади Кубани, охранялась множествомъ внутреннихъ посовъ, расположенныхъ по разымъ дорогамъ, въ особенности большое число постовъ находилось на почтовой дорогѣ между Ставрополѣмъ и Георгіевскомъ, какъ на главномъ сообщеніи съ Закавказьемъ. Такимъ образомъ большая часть казаковъ назначалась для отправленія собственно посовой службы. Остальные затѣмъ казаки, составляли станичные резервы, обязаны были скакать, по тревогѣ, на тѣ мѣстк, гдѣ пояявлялся нерпітель.

Несмотря на это, не только станицы, расположенныя по самой Кубани, но и лежащія позади этой рѣки, не вполнѣ были обезпечены отъ нечаяннаго нападенія закубанцевъ. Правда, такихъ открытыхъ нападеній большими пратіями, каковыя были произведены закубанцами въ сороковыхъ годахъ на станицы: Васюринскую, Татарскую, Темнолѣскую, Воровсколѣснуюи Бекешевскую, уже не повсторялось; но за то