Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/186

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


хищничество и разбои происходили зачастую какъ въ предѣлахъ Черноморіи, такъи въ территоріи Кавказскаго линейнаго казачьяго войска.

Съ 1840-го года начала возникать «Люблинская линія» постепеннымъ заселеніѣмъ казачьими станицами Большой Лабы и пространства между этою рѣкою и Кубанью, а равно возведеніемъ укрѣпленій и посовъ. Передъ войной 1853—1856 годовъ, вотъ такія станицы входили въ составъ Лабинской казачьей бригады: Темиргаевская, Курганная, Родниковская, Лабинская, Владимірская и Зассовская на Большой Лабѣ; Петропавловская, Михайловская, Константиновская, Чамлыкская, Вознесенская и Урупская — между Лабой и Кубанью.

Независимо этого, кромѣ постовъ, расположенныхъ по дорогамъ, для обезпеченія сообщеній, находились укрѣпленія: Надеждинское, въ верховьяхъ Большаго Зеленчука, Каладжинское, съ постами Подольскимъ и Житомірскимъ — въ верхнихъ частяхъ Большой Лабы. Сверхъ того, было выстроен на Бѣлой въ 1852 году Бѣлорѣченское укрѣпленіе.

Нсмотря на то, что на Лабинской линіи, кромѣ казаковъ-поселенцевъ, находилось посоянно не менѣе 6—8 батальоновъ и 2-хъ Донскихъ полковъ, съ пропорціональнымъ числомъ артиллеріи, но она находилась въ постоянно тревожомъ состояніи.

Хотя непріятель не нападалъ на хорошо укрѣпленныя и вооруженныя станицы, но безпрестанно безпокоилъ жителей, занимавшихся полевыми работами, угонялъ скотъ и захватывалъ въ плѣнъ. Поэтому хлѣбопашество, сѣнокошеніе, пастьба скота, заготовленіе строеваго лѣса и дровъ производились не иначе, какъ подъ прикрытіемъ войскъ. Даже сообщеніе между станицами и Кубанью совершалось не иначе, какъ съ конвоемъ.

Съ наступленіемъ же войны 1853—56 годовъ, Лабинская линія была въ столь печальномъ положеніи, что тотъ же графъ Евдокимовъ, который черезъ десять лѣтъ покорилъ Западный Кавказъ, предложилъ ее упразднить.

Но зато, съ прекращеніемъ Восточной войны, Лабинская линія начинаетъ быстро расширятья и крѣпнуть. Одновременно съ построеніемъ Майкопа и Псебая — штабъ-квартиръ Кубанскаго и Севастопольскаго полковъ и съ проложеніемъ просѣкъ черезъ лѣса, устраиваются на низовьяхъ Большой Лабы станицы: Тенгинская, Нижне-Лабинска и Некрасовская. Вслѣдъ же за тѣмъ возникаютъ поселенія по Урупу и Зеленчукамъ, такъ что съ 1860 года все залабинское пространство уже является заселеннымъ казачьими станицами, почти въ томъ самомъ видѣ, въ которомъ оно находится и въ настоящее время.

Обозрѣвъ нашу военно-административную дѣятельность на Запад-