Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/198

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


сознаютъ, какъ сильно стремятся къ злому. Вторая категорія — Ваши приближенные. Что касается ихъ характера, то Вашъ выборъ хорошъ, потому что при этомъ Вами руководило Ваше сердце; но все-таки они не стоятъ на высотѣ призвані; они преклоняютс передъ противникомъ изъ страха все потерять. И Вы сами создали эту слабость, ибо недостаточно ихъ поддерживали. Третья категорія — небольшая кучка безупречныхъ людей, которыхъ Вы рѣдко видаете; къ нимъ рѣшаюсь причислить и себя. Во глвѣ этихъ безупречныхъ людей стоитъ Клингеръ, который, между всѣми, самый необходимый для Васъ по своему сильному характер — такого другаго нѣтъ при Дворѣ. Я его знаю два года по службѣ и восемь мѣсяцевъ наблюдаю въ частгой жизни. Пусть онъ будетъ въ числѣ тѣхъ, которыхъ Вы постоянно видите, пусть для него всегда будутъ открыты Ваши двери».

Затѣмъ Парротъ совѣтуетъ государю учредить коммиссію прошеній, говоритъ о необходимости посѣщенія общественныхъ учрежденій, госпиталей, казармъ, тюрьмъ и предлагаетъ предпринять путешествіе по Россіи. «Я имѣю при этомъ въ виду двоякое намѣреніе, — пишетъ онъ. Во-первыхъ, Вы покажетесь своему народу и, во-вторыхъ, на возвратномъ пути поснтите Москву. Вы покажете себя дрвенй столицѣ, въ которой находится ядро высшаго дворянства. Покажитесь тамъ во всемъ блескѣ! Этимъ Вы ослабите ту оппозицію, которая тамъ образовала главный очагъ».

11-го іюня государь первый разъ посѣтилъ больницы столицы, что крайне обрадовало Паррота.

По словамъ Бинемана, Парротъ обращалъ свое вниманіе также и на внѣшнее политическое положеніе Россіи и излагалъ по этому поводу свои мнѣнія передъ государемъ. Парротъ полагалъ, что Россіи не слѣдовало вступать въ войну третьей коалиціи. И государь бытъ такого же мнѣнія, но министры единогласно возстали противъ этого. Императоръ устроилъ свиданіе Паррота съ управляющимъ иностранными дѣлами, княземъ Адамомъ Чарторыйскимъ, чтобы расположить его, а черезъ него и другихъ министровъ къ нейтралитету. Но Парроту не удалось убѣдить Чарторыйскаго, и государь уступилъ министрамъ.

Онъ говорилъ Парроту: «Россія и человѣчество ожидаютъ отъ меня, чтобы я избавилъ ихъ отъ тирана Европы. Я молодъ, могу ли я взять на себя отвѣтственность не пожелать этого?»

Написанное Парротомъ слѣдующее письмо было изъ Дерпта, отъ 10-го августа 1805 года, при немъ Парротъ приложилъ записку «Взглядъ на настоящее положеніе Европы», въ которой высказываетъ, что при войнѣ съ Бонапартомъ изъ континентальныхъ державъ можно разсчитывать только на Россію и Австрію. Прусссія въ состояніи предложить лишь содержаніе арміи и территорію. Но и Австрія не надежна;