Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Послѣ отмѣны штурма, въ диспозиціи произведены были нѣкоторыя измѣненія въ составѣ колоннъ и направленіи ихъ. Такъ, напримѣръ, колонна Граббе шла уже не на Сувари, а на Канлы, помѣнявшись съ Вождакинымъ. Затѣмъ колоннѣ генералъ-маіора Комарова (изъ войскъ Роопа) приказано было демонстрировать не на Токмасъ и Лазъ, а брать Чимъ.

Въ заключеніе обзора диспозиціи слѣдуетъ сказать, что колоннамъ приказано было взять по 18 штурмовыхъ лѣстницъ для спуска въ ровъ и взлѣзанія на брустверъ или валъ, и по нѣскольку досокъ для перекидыванья черезъ волчьи ямы и рвы. Идти велѣно безъ шума и безъ выстрѣла, несмотря на огонь непріятеля.

Его Высочество главнокомандующій предоставилъ всѣ распоряженія по штурму корпусному командиру, генералу Лорисъ-Меликову, а ближайшее руководствованіе — генералъ-лейтенанту Лазареву.

Въ 7 часовъ вечера войска уже тронулись со сборныхъ пунктовъ. Колоннамъ даны были проводники изъ туземцевъ и нѣкоторые вывели свои колонны превосходнымъ образомъ.

Ровно въ 9 часовъ съ Канлы показались огни, а черезъ нѣсколько десятковъ минутъ послышалась трескотня: это проснулись турки; черезъ четверть часа огни какъ-то подвинулись вправо, еще черезъ четверть — загорѣлась такая же иллюминація на Хафизѣ. Иногда вспыхнетъ яркое и большое пламя, послышится громкій выстрѣлъ дальнобойной пушки и мимо насъ пролетитъ съ воемъ граната. Турки, конечно, не могли видѣть нашей группы и кидали гранаты на-угадъ, къ сторонѣ Караджурана, въ разсчетѣ, что штабъ и резервы должны подходить оттуда. Разсчетъ былъ вѣренъ и гранаты падали довольно близко.

Черезъ часъ Канлы замолкъ — это случилось около 10½ часовъ вечера. Мы слышали продолжительное «ура» и видѣли какъ выстрѣлы оборвались сразу.

— Слава Богу: Канлы взятъ, — прошептало нѣсколько голосовъ.

Корпусный командиръ послалъ нѣсколько ординарцевъ во всѣ стороны — узнать какъ идутъ дѣла. Черезъ минуту Канлы снова заговорилъ, но по фигурѣ огней видно, что стрѣляютъ не въ нашу сторону, а вправо: огни вырывались не блесткой, а длиннымъ языкомъ. Это стрѣляютъ, очевидно, наши по туркамъ, которые хотятъ отнять фортъ назадъ. Линія турецкихъ огоньковъ, вспыхивавшихъ точно по зажигательной ниткѣ, — виднѣлась съ правой стороны взятаго форта. Вотъ она колыхнулась назадъ… А вотъ и совсѣмъ потухла. Турки отбиты: два или три раза пробовали турки идти на штурмъ своего бывшаго укрѣпленія, два или три раза загоралась ихъ иллюминація — и наконецъ все стихло.

Со стороны Канловъ подъѣзжаютъ рысью два всадника.

Тот же текст в современной орфографии

После отмены штурма, в диспозиции произведены были некоторые изменения в составе колонн и направлении их. Так, например, колонна Граббе шла уже не на Сувари, а на Канлы, поменявшись с Вождакиным. Затем колонне генерал-майора Комарова (из войск Роопа) приказано было демонстрировать не на Токмас и Лаз, а брать Чим.

В заключение обзора диспозиции следует сказать, что колоннам приказано было взять по восемнадцать штурмовых лестниц для спуска в ров и взлезания на бруствер или вал и по нескольку досок для перекидывания через волчьи ямы и рвы. Идти велено без шума и без выстрела, несмотря на огонь неприятеля.

Его высочество главнокомандующий предоставил все распоряжения по штурму корпусному командиру, генералу Лорис-Меликову, а ближайшее руководствование — генерал-лейтенанту Лазареву.

В семь часов вечера войска уже тронулись со сборных пунктов. Колоннам даны были проводники из туземцев и некоторые вывели свои колонны превосходным образом.

Ровно в девять часов с Канлы показались огни, а через несколько десятков минут послышалась трескотня: это проснулись турки; через четверть часа огни как-то подвинулись вправо, еще через четверть — загорелась такая же иллюминация на Хафизе. Иногда вспыхнет яркое и большое пламя, послышится громкий выстрел дальнобойной пушки и мимо нас пролетит с воем граната. Турки, конечно, не могли видеть нашей группы и кидали гранаты наугад, к стороне Караджурана, в расчете, что штаб и резервы должны подходить оттуда. Расчет был верен и гранаты падали довольно близко.

Через час Канлы замолк, это случилось около десяти с половиной часов вечера. Мы слышали продолжительное «ура» и видели как выстрелы оборвались сразу.

— Слава богу: Канлы взят, — прошептало несколько голосов.

Корпусный командир послал несколько ординарцев во все стороны — узнать, как идут дела. Через минуту Канлы снова заговорил, но по фигуре огней видно, что стреляют не в нашу сторону, а вправо: огни вырывались не блесткой, а длинным языком. Это стреляют, очевидно, наши по туркам, которые хотят отнять форт назад. Линия турецких огоньков, вспыхивавших точно по зажигательной нитке, виднелась с правой стороны взятого форта. Вот она колыхнулась назад… А вот и совсем потухла. Турки отбиты: два или три раза пробовали турки идти на штурм своего бывшего укрепления, два или три раза загоралась их иллюминация и наконец все стихло.

Со стороны Канлов подъезжают рысью два всадника.