Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/29

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

легко контуженъ въ голову и лѣвую руку; ординарецъ его юнкеръ Яковлевъ тоже контуженъ въ голову; вся машина осыпана осколками, но, благодаря Бога, блиндировка койками съ боковъ цилиндровъ, а матрасами сверхъ машиннаго люка, спасла машину отъ порчи.

Броненосецъ сталъ замѣтно отставать, такъ что вскорѣ, вмѣсто ружейныхъ пуль перестали долетать до непріятеля и наши 9-ти фунтовые снаряды.

Капитанъ Барановъ, видя у себя два орудія подбитыми, имѣя въ корпусѣ двѣ пробоины, двухъ офицеровъ убитыми, а четырехъ ранеными, и палубу, заваленную осколками и разорваннымъ человѣческимъ мясомъ, (команда парохода лишилась во время боя 27 человѣкъ), и что главное — видя, что машинисты и кочегары едва держатся на ногахъ послѣ 5-ти часоваго боя, Барановъ не рѣшился энергично преслѣдовать убѣгавшаго быстроходнаго врага. Тѣмъ болѣе, что онъ поднялъ какой-то сигналъ и на горизонтѣ стали показываться еще рангоуты судовъ. Командиръ парохода взялъ курсъ на Севастополь и, 12-го іюля, на разсвѣтѣ, прибылъ на Севастопольскій рейдъ. Его сигнальныхъ выстрѣловъ на берегу не поняли, и въ Севастополѣ приняли «Весту» за турецкій мониторъ. На берегу ударили тревогу; но вскорѣ все это объяснилось. Сей часъ же было послано сторожевое судно для провода «Весты» черезъ минныя загражденія.

Уже издали Севастопольцы замѣтили, что «Веста» идетъ съ боя. Ванты ея были подбиты и разорваны, мачты оголены и флаги припущены, что означало, что на суднѣ находятся покойники. Военныя суда, стоявшія на рейдѣ, увидѣвъ послѣдній знакъ, немедленно наклонили реи крестообразно и флаги судовъ упали съ прежней высоты. Но когда пароходъ «Веста» причалилъ къ таможенной пристани, то передъ севастопольцами представилась еще болѣе мрачная картина. Изнуренные лица офицеровъ и команды «Весты», испачканная и изорванная одежда со слѣдами запекшейся крови, порванныя снасти, разбитый въ дребезги на палубѣ катеръ, изломанный лафетъ и нѣкоторыя другія слѣды разрушенія — ясно говорили, что команда «Весты» имѣла жаркое дѣло.

Всѣ участники геройскаго сраженія, начиная съ командира парохода и кончая послѣднимъ матросомъ были щедро награждены. Капитанъ-лейтенантъ Н. М. Барановъ, командиръ «Весты», одновременно получилъ три значительныя награды: онъ пожалованъ военнымъ орденомъ Георгія 4-й степени, назначенъ флигель-адъютантомъ и произведенъ въ слѣдующій чинъ. Всѣ офицеры «Весты» (въ томъ числѣ и судовой врачъ) произведены въ слѣдующій чинъ, пожалованы орденомъ св. Владиміра и награждены пожизненною пенсіею по чину. На команду пожаловано 12 георгіевскихъ кре-

Тот же текст в современной орфографии

легко контужен в голову и левую руку; ординарец его, юнкер Яковлев, тоже контужен в голову; вся машина осыпана осколками, но благодаря богу блиндировка койками с боков цилиндров, а матрасами сверх машинного люка, спасла машину от порчи.

Броненосец стал заметно отставать, так что вскоре вместо ружейных пуль перестали долетать до неприятеля и наши девятифунтовые снаряды.

Капитан Баранов, видя у себя два орудия подбитыми, имея в корпусе две пробоины, двух офицеров убитыми, а четырех ранеными, и палубу, заваленную осколками и разорванным человеческим мясом, (команда парохода лишилась во время боя двадцати семи человек), и что главное, — видя, что машинисты и кочегары едва держатся на ногах после пятичасового боя, Баранов не решился энергично преследовать убегавшего быстроходного врага. Тем более что он поднял какой-то сигнал и на горизонте стали показываться еще рангоуты судов. Командир парохода взял курс на Севастополь и 12 июля, на рассвете, прибыл на Севастопольский рейд. Его сигнальных выстрелов на берегу не поняли и в Севастополе приняли «Весту» за турецкий монитор. На берегу ударили тревогу; но вскоре все это объяснилось. Сейчас же было послано сторожевое судно для провода «Весты» через минные заграждения.

Уже издали севастопольцы заметили, что «Веста» идет с боя. Ванты ее были подбиты и разорваны, мачты оголены и флаги припущены, что означало, что на судне находятся покойники. Военные суда, стоявшие на рейде, увидев последний знак, немедленно наклонили реи крестообразно и флаги судов упали с прежней высоты. Но когда пароход «Веста» причалил к таможенной пристани, то перед севастопольцами представилась еще более мрачная картина. Изнуренные лица офицеров и команды «Весты», испачканная и изорванная одежда со следами запекшейся крови, порванные снасти, разбитый вдребезги на палубе катер, изломанный лафет и некоторые другие следы разрушения ясно говорили, что команда «Весты» имела жаркое дело.

Все участники геройского сражения, начиная с командира парохода и кончая последним матросом, были щедро награждены. Капитан-лейтенант Н. М. Баранов, командир «Весты», одновременно получил три значительные награды: он пожалован военным орденом Георгия 4-й степени, назначен флигель-адъютантом и произведен в следующий чин. Все офицеры «Весты» (в том числе и судовой врач) произведены в следующий чин, пожалованы орденом Святого Владимира и награждены пожизненною пенсией по чину. На команду пожаловано двенадцать георгиевских кре-