Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/35

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

Радикальные недостатки позиціи дали себя почувствовать: къ счастью, подкрѣпленія явились во время и дѣло приняло счастливый оборотъ. Какъ ни дѣйствовалъ усердно и храбро генералъ Столѣтовъ, несмотря на то, что онъ провелъ четыре дня въ неутомимой физической и умственной дѣятельности, ему трудно было-бы устоять противъ 50,000 арміи, атаковавшей его съ фронта и боковъ. Но вотъ къ нему на помощь своевременно подоспела помощь подъ начальствомъ храбраго генерала Дерожинскаго. Битва продолжалась цѣлый день; къ вечеру турки такъ окружили русскихъ, что, казалось, имъ стоитъ только подать другъ другу руки, чтобы очутиться на главномъ пути въ тылу русскихъ. Моментъ былъ въ высшей степени критическій.

Оба генерала, ожидая съ минуты на минуту увидѣть себя окруженными со всѣхъ сторонъ турками, отправили Государю телеграмму, въ которой изложили, въ какомъ они находятся положеніи, чего они могутъ еще ожидать, какъ они намѣрены предупредить непріятеля и что они будутъ держаться на своихъ позиціяхъ, пока не подоспѣютъ подкрѣпленія. «Во всякомъ случаѣ, телеграфировали они, мы и наши солдаты будемъ защищать свои позиціи до послѣдней капли крови».

Пробило шесть часовъ; битва на нѣкоторое время прервалась; однако наши войска извлекли изъ этого очень мало выгодъ; въ дѣлѣ участвовали всѣ ихъ силы. Солдаты были измучены дневнымъ жаромъ, усталостью, голодомъ и жаждой; уже три дня они не ѣли ничего варенаго; воды также не оказалось. Тѣмъ не менѣе туркамъ доставался каждый клочекъ земли очень дорого; они все-таки подвигались впередъ и впередъ, испуская радостные крики «Аллахъ иль Аллахъ!»

Оба генерала стояли на вершинѣ и не спускали глазъ съ дороги, проходящей по долинѣ Янтры, по которой должно было придти подкрѣпленіе. Вдругъ генералъ Столѣтовъ громко вскрикиваетъ, схвативъ своего товарища за руку и указывая ему на дорогу; вдали показался отрядъ русскихъ войскъ:

— Слава Богу! Слава Богу! — повторялъ генералъ Столѣтовъ… Но что это такое, это кавалерія? Неужели генералъ Радецкій сдѣлалъ такой промахъ, что отправилъ въ Балканы кавалерію противъ сильной турецкой пѣхоты?

Однако, это какая-то особенная кавалерія; она дѣятельно вступила въ бой съ турецкой артиллеріей въ лѣсу на холмѣ, ограничивающей справа русскую позицію. Куда дѣлись всадники съ коней? И отчего кони уходятъ обратно? Тутъ дѣло разъяснилось. Всадники оказались батальономъ стрѣлковой бригады, вся бригада находится всего въ трехъ километрахъ отъ

Тот же текст в современной орфографии

Радикальные недостатки позиции дали себя почувствовать: к счастью, подкрепления явились вовремя и дело приняло счастливый оборот. Как ни действовал усердно и храбро генерал Столетов, несмотря на то что он провел четыре дня в неутомимой физической и умственной деятельности, ему трудно было бы устоять против пятидесятитысячной армии, атаковавшей его с фронта и боков. Но вот к нему на помощь своевременно подоспела помощь под начальством храброго генерала Дерожинского. Битва продолжалась целый день; к вечеру турки так окружили русских, что, казалось, им стоит только подать друг другу руки, чтобы очутиться на главном пути в тылу русских. Момент был в высшей степени критический.

Оба генерала, ожидая с минуты на минуту увидеть себя окруженными со всех сторон турками, отправили государю телеграмму, в которой изложили, в каком они находятся положении, чего они могут еще ожидать, как они намерены предупредить неприятеля и что они будут держаться на своих позициях, пока не подоспеют подкрепления. «Во всяком случае, телеграфировали они, мы и наши солдаты будем защищать свои позиции до последней капли крови».

Пробило шесть часов; битва на некоторое время прервалась; однако наши войска извлекли из этого очень мало выгод; в деле участвовали все их силы. Солдаты были измучены дневным жаром, усталостью, голодом и жаждой; уже три дня они не ели ничего вареного; воды также не оказалось. Тем не менее туркам доставался каждый клочок земли очень дорого; они все-таки подвигались вперед и вперед, испуская радостные крики «аллах иль аллах!»

Оба генерала стояли на вершине и не спускали глаз с дороги, проходящей по долине Янтры, по которой должно было придти подкрепление. Вдруг генерал Столетов громко вскрикивает, схватив своего товарища за руку и указывая ему на дорогу; вдали показался отряд русских войск.

— Слава богу! Слава богу!.. — повторял генерал Столетов.

Но что это такое, это кавалерия? Неужели генерал Радецкий сделал такой промах, что отправил в Балканы кавалерию против сильной турецкой пехоты?

Однако это какая-то особенная кавалерия; она деятельно вступила в бой с турецкой артиллерией в лесу на холме, ограничивающей справа русскую позицию. Куда делись всадники с коней? И отчего кони уходят обратно? Тут дело разъяснилось. Всадники оказались батальоном стрелковой бригады, вся бригада находится всего в трех километрах от