Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/54

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

устахъ русскаго солдата. «Бѣлымъ генераломъ» называетъ его русская печать; «русскимъ Мюратомъ» величаютъ его итальянцы; англичане, австрійцы — всѣ одновременно признаютъ въ Скобелевѣ героизмъ, умъ и талантъ. Слава Скобелева въ арміи все болѣе и болѣе выростаетъ. Всякій его шагъ разсказывается, перетолковывается и усиливаетъ произведенное уже имъ впечатлѣніе.

Личность Скобелева, по весьма распространенному мнѣнію, представляетъ рѣдкій типъ, замѣчательный по своимъ нравственнымъ силамъ и всему складу своей своеобразной натуры. Этотъ человѣкъ напоминаетъ героевъ тѣхъ романовъ, въ которыхъ они фигурируютъ въ роляхъ благородныхъ, симпатичныхъ, находчивыхъ рыцарей безъ страха и упрека. Для Скобелева опасностей не существуетъ. Будучи военнымъ человѣкомъ, онъ привязанъ къ военному дѣлу такъ же сильно, какъ привязывается малый ребенокъ къ любимой игрушкѣ. Свистъ пуль, гулъ гранаты на бранномъ полѣ, Скобелевъ выслушиваетъ такъ же невозмутимо, какъ мы слушаемъ обыкновенно болѣе знакомые намъ оперные мотивы. Онъ не любитъ нерасторопнаго казака, называя его бабою и наказываетъ его тѣмъ, что не беретъ съ собою въ бой, отправляя его въ обозъ во время сраженія. Это не человѣкъ сильныхъ ощущеній, потому что онъ ихъ не испытываетъ даже въ самые критическіе моменты боеваго положенія; его какъ будто забавляетъ безсиліе направленнаго противъ него огня, и онъ просто глумится надъ этими смѣшными людишками, которые покушаются на его жизнь, и надъ этими снарядами, начиненными порохомъ, будто-бы съ цѣлью его пораженія. Рѣдко бываютъ такіе храбрые люди. Такіе люди остаются обыкновенно хладнокровно-разсудительными даже въ самые критическіе моменты, потому что разсудокъ ихъ не порабощается впечатлѣніями минуты. Между тѣмъ, въ одномъ кружкѣ нашихъ офицеровъ существовало убѣжденіе, что Михаилъ Дмитріевичъ слишкомъ увлекающаяся натура, которая способна ввергнуть въ огонь и погубить свою часть. Это, конечно, несправедливо.

Генералъ Скобелевъ хорошо образованъ, какъ офицеръ генеральнаго штаба. Говорятъ, онъ имѣетъ отличную память, знаетъ прекрасно военную исторію; примѣры на каждый данный случай войны такъ и сыплются у него съ языка. Онъ умѣетъ извлекать руководство изъ этихъ знаній и примѣровъ. Разсказываютъ, что, при личномъ знакомствѣ, васъ подкупаетъ это обиліе знаній. Высокій, тонкій и красивый, съ симпатичнымъ лицомъ, русою бородою, съ изысканными манерами, онъ производитъ на войска и особенно на солдатъ самое хорошее впечатлѣніе. Солдаты любятъ его и ради него готовы на всевозможныя жертвы. Эта любовь проис-

Тот же текст в современной орфографии

устах русского солдата. «Белым генералом» называет его русская печать; «русским Мюратом» величают его итальянцы; англичане, австрийцы — все одновременно признают в Скобелеве героизм, ум и талант. Слава Скобелева в армии все более и более вырастает. Всякий его шаг рассказывается, перетолковывается и усиливает произведенное уже им впечатление.

Личность Скобелева, по весьма распространенному мнению, представляет редкий тип, замечательный по своим нравственным силам и всему складу своей своеобразной натуры. Этот человек напоминает героев тех романов, в которых они фигурируют в ролях благородных, симпатичных, находчивых рыцарей без страха и упрека. Для Скобелева опасностей не существует. Будучи военным человеком, он привязан к военному делу так же сильно, как привязывается малый ребенок к любимой игрушке. Свист пуль, гул гранаты на бранном поле Скобелев выслушивает так же невозмутимо, как мы слушаем обыкновенно более знакомые нам оперные мотивы. Он не любит нерасторопного казака, называя его бабою, и наказывает его тем, что не берет с собою в бой, отправляя его в обоз во время сражения. Это не человек сильных ощущений, потому что он их не испытывает даже в самые критические моменты боевого положения; его как будто забавляет бессилие направленного против него огня и он просто глумится над этими смешными людишками, которые покушаются на его жизнь, и над этими снарядами, начиненными порохом будто бы с целью его поражения. Редко бывают такие храбрые люди. Такие люди остаются обыкновенно хладнокровно рассудительными даже в самые критические моменты, потому что рассудок их не порабощается впечатлениями минуты. Между тем в одном кружке наших офицеров существовало убеждение, что Михаил Дмитриевич слишком увлекающаяся натура, которая способна ввергнуть в огонь и погубить свою часть. Это, конечно, несправедливо.

Генерал Скобелев хорошо образован как офицер генерального штаба. Говорят, он имеет отличную память, знает прекрасно военную историю; примеры на каждый данный случай войны так и сыплются у него с языка. Он умеет извлекать руководство из этих знаний и примеров. Рассказывают, что при личном знакомстве вас подкупает это обилие знаний. Высокий, тонкий и красивый, с симпатичным лицом, русою бородою, с изысканными манерами он производит на войска и особенно на солдат самое хорошее впечатление. Солдаты любят его и ради него готовы на всевозможные жертвы. Эта любовь проис-