Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/68

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

возстанія въ 1863 году. Именно, 2-го апрѣля и 24-го августа того года, во главѣ самостоятельнаго отряда, онъ разбилъ и уничтожилъ двѣ шайки: — одну Ремишевскаго, въ 300 человѣкъ, въ Каниновскихъ лѣсахъ при Будѣ Зоборовской, и другую — Земенскаго въ 250 человѣкъ, при деревнѣ Мысло. Въ награду ему была пожалована золотая сабля, съ надписью «за храбрость». Въ концѣ того-же 1863 г. баронъ Криднеръ назначается командующимъ 27-ю пѣхотною дивизіею, а въ 1865 году производится въ генералъ-лейтенанты. За службу въ Привислянскомъ краѣ, баронъ Криденеръ былъ пожалованъ маіоратомъ и ему было предоставлено право носить мундиръ лейбъ-гвардіи волынскаго полка. Уже въ чинѣ генералъ-лейтенанта, баронъ Криденеръ былъ награжденъ орденами св. Владиміра 2-й степени и Бѣлаго орла, а въ нынѣшній постъ командующаго 9-мъ армейскимъ корпусомъ былъ назначенъ въ концѣ минувшаго года. За взятіе Никополя онъ получилъ орденъ св. Георгія 3-го класса.

Взятіе крѣпости Никополя войсками, находившимися подъ начальствомъ барона Криденера, состоялось при слѣдующихъ обстоятельствахъ.

Послѣ перехода 9-го корпуса русскихъ войскъ черезъ Дунай, отъ передовыхъ пикетовъ ежедневно получались извѣстія о томъ, что турецкія войска, стоящія въ Никополѣ и его окрестностяхъ, собираются уйти оттуда. Очевидно было, что для этого у нихъ было только два пути: на Плевну и оттуда къ Балканамъ, или-же на Виддинъ, вдоль Дуная. Цѣль генерала Криденера состояла въ загражденіи непріятелю обоихъ этихъ путей. При рекогносцировкѣ, предпринятой 30-го іюня, наши войска встрѣтили близь дер. Вублы энергическое сопротивленіе. Турецкія батареи, расположенныя къ сѣверу отъ этой деревни открыли огонь, но немогли помѣшать занятію деревни нашею пѣхотою, которою командовалъ князь Голицынъ; казаки, заслышавъ пушечные выстрѣлы, тотчасъ-же поспѣшили въ ту сторону, откуда доносилась кононада. Турки хорошо воспользовались своими позиціями, очень благопріятными для защиты, и увеличили еще искусственно природную неприступность этой мѣстности. Вдоль всей линіи къ югу отъ Никополя были устроены ими батареи и траншеи, которыя, подъ прикрытіемъ холмовъ, густо поросшихъ кукурузою, виноградниками и фруктовыми деревьями, были почти совсѣмъ невидны для осаждающихъ. Подходить къ этимъ позиціямъ приходилось по мѣстности, слегка холмистой и подверженной выстрѣламъ непріятеля. Поэтому, генералъ Криденеръ велѣлъ въ слѣдующую-же ночь устроить батареи къ востоку отъ Вублы, для того, чтобы артиллерія могла подготовить и затѣмъ облегчить движеніе пѣхоты. Казачья бригада, которая еще за нѣсколько дней передъ тѣмъ была послана къ западу и успѣла переправиться черезъ рѣчки Осму

Тот же текст в современной орфографии

восстания в 1863 году. Именно, 2 апреля и 24 августа того года во главе самостоятельного отряда он разбил и уничтожил две шайки — одну Ремишевского, в триста человек, в Каниновских лесах при Буде Зоборовской, и другую — Земенского в двести пятьдесят человек, при деревне Мысло. В награду ему была пожалована золотая сабля с надписью «за храбрость». В конце того же 1863 года барон Криденер назначается командующим 27-ю пехотною дивизиею, а в 1865 году производится в генерал-лейтенанты. За службу в Привислянском крае барон Криденер был пожалован майоратом и ему было предоставлено право носить мундир лейб-гвардии волынского полка. Уже в чине генерал-лейтенанта барон Криденер был награжден орденами Святого Владимира 2-й степени и Белого орла, а в нынешний пост командующего 9-м армейским корпусом был назначен в конце минувшего года. За взятие Никополя он получил орден Святого Георгия 3-го класса.

Взятие крепости Никополя войсками, находившимися под начальством барона Криденера, состоялось при следующих обстоятельствах.

После перехода 9-го корпуса русских войск через Дунай от передовых пикетов ежедневно получались известия о том, что турецкие войска, стоящие в Никополе и его окрестностях, собираются уйти оттуда. Очевидно было, что для этого у них было только два пути: на Плевну и оттуда к Балканам или же на Виддин, вдоль Дуная. Цель генерала Криденера состояла в заграждении неприятелю обоих этих путей. При рекогносцировке, предпринятой 30 июня, наши войска встретили близ деревни Вублы энергическое сопротивление. Турецкие батареи, расположенные к северу от этой деревни, открыли огонь, но не могли помешать занятию деревни нашею пехотою, которою командовал князь Голицын; казаки, заслышав пушечные выстрелы, тотчас же поспешили в ту сторону, откуда доносилась канонада. Турки хорошо воспользовались своими позициями, очень благоприятными для защиты, и увеличили еще искусственно природную неприступность этой местности. Вдоль всей линии к югу от Никополя были устроены ими батареи и траншеи, которые под прикрытием холмов, густо поросших кукурузою, виноградниками и фруктовыми деревьями, были почти совсем не видны для осаждающих. Подходить к этим позициям приходилось по местности, слегка холмистой и подверженной выстрелам неприятеля. Поэтому, генерал Криденер велел в следующую же ночь устроить батареи к востоку от Вублы, для того чтобы артиллерия могла подготовить и затем облегчить движение пехоты. Казачья бригада, которая еще за несколько дней перед тем была послана к западу и успела переправиться через речки Осму