Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/70

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

пенно ослабѣвала и къ половинѣ восьмаго совсѣмъ прекратилась; турецкая артиллерія должна была замолчать.

Баронъ Криденеръ послалъ генералу Шильдеръ-Шульднеру предписаніе приступить къ атакѣ моста черезъ Осму, и къ 8 часамъ изъ долины рѣки донесся грохотъ пушекъ и ружейныхъ выстрѣловъ. Но не смотря на всѣ усилія наши храбрецы не могли проложить себѣ дорогу на мостъ, который турки защищали значительными силами; между тѣмъ овладѣніе этимъ мостомъ было необходимо для того, чтобы совершенно заградить непріятелю путь въ Плевну. Поэтому около 10 часовъ генералъ Криденеръ приказалъ одной казачьей батареѣ, стоявшей на возвышенности по сю сторону рѣки, поддержать нападеніе. Нѣсколько гранатъ, пущенныхъ въ непріятеля, произвели должное дѣйствіе: турки стали мало-по-малу поддаваться назадъ, а русскіе тѣмъ временемъ перешли въ наступленіе. Съ турецкаго редута, господствовавшаго надъ этой мѣстностью, выстрѣлъ за выстрѣломъ изъ большой круповской пушки, падали въ ряды подвигавшихся стрѣлковъ, но эти послѣдніе твердо, хотя и медленно шли впередъ, поднимаясь на высоты и оттѣсняя турецкую пѣхоту.

Тѣмъ временемъ, въ центрѣ нашихъ войскъ, къ сѣверу отъ Вублы, турецкія батареи снова давали себя знать. Артиллерійскій бой возобновился. Когда генералъ Криденеръ увидѣлъ, что пѣхота съ лѣваго фланга взбирается уже на холмы, онъ приказалъ начать общую атаку пѣхотой, и вскорѣ послѣ этого велѣлъ двинуть впередъ всѣ батареи, стоявшія до этого на позиціяхъ къ востоку отъ Вублы. Артиллерія тронулась по-батарейно точно на плацу, во время ученья. На нее посыпались гранаты; но не обращая ни на что вниманія, храбрые артиллеристы подвинулись впередъ шаговъ на 1,000 ближе къ непріятелю, и тутъ, съ своей стороны, стали осыпать снарядами турецкія позиціи, которыя съ этого мѣста были лучше видны. Тѣмъ временемъ наши войска густыми колоннами двинулись изъ деревни Вублы и, не смотря на сильный огонь непріятеля, вырывавшій изъ строя цѣлые ряды солдатъ, шли впередъ по мѣстности, надъ которой въ этомъ пунктѣ господствовали непріятельскія позиціи; большинство молодыхъ офицеровъ шли сами съ ружьями въ рукахъ и съ громкимъ «ура!» бросались впереди своихъ частей. Пѣхота стрѣляла мало, такъ какъ непріятель, скрывавшійся большею частью въ траншеяхъ, представлялъ слишкомъ неудобную цѣль; его выбивали изъ траншей штыками, и около половины третьяго шанцы, лежащіе къ сѣверу отъ Вублы, были взяты штурмомъ, причемъ намъ досталось одно нарѣзное орудіе.

На некоторое время наступилъ небольшой перерывъ въ сраженіи. Войска, двигавшіяся до сихъ поръ по открытой мѣстности, вошли въ мѣст-

Тот же текст в современной орфографии

пенно ослабевала и к половине восьмого совсем прекратилась; турецкая артиллерия должна была замолчать.

Барон Криденер послал генералу Шильдер-Шульднеру предписание приступить к атаке моста через Осму, и к восьми часам из долины реки донесся грохот пушек и ружейных выстрелов. Но, несмотря на все усилия, наши храбрецы не могли проложить себе дорогу на мост, который турки защищали значительными силами; между тем овладение этим мостом было необходимо для того, чтобы совершенно заградить неприятелю путь в Плевну. Поэтому около десяти часов генерал Криденер приказал одной казачьей батарее, стоявшей на возвышенности по сю сторону реки, поддержать нападение. Несколько гранат, пущенных в неприятеля, произвели должное действие: турки стали мало-помалу подаваться назад, а русские тем временем перешли в наступление. С турецкого редута, господствовавшего над этой местностью, выстрел за выстрелом из большой крупповской пушки падали в ряды подвигавшихся стрелков, но эти последние твердо, хотя и медленно, шли вперед, поднимаясь на высоты и оттесняя турецкую пехоту.

Тем временем в центре наших войск, к северу от Вублы, турецкие батареи снова давали себя знать. Артиллерийский бой возобновился. Когда генерал Криденер увидел, что пехота с левого фланга взбирается уже на холмы, он приказал начать общую атаку пехотой, и вскоре после этого велел двинуть вперед все батареи, стоявшие до этого на позициях к востоку от Вублы. Артиллерия тронулась побатарейно точно на плацу, во время учения. На нее посыпались гранаты; но не обращая ни на что внимания, храбрые артиллеристы подвинулись вперед шагов на тысячу ближе к неприятелю, и тут, с своей стороны, стали осыпать снарядами турецкие позиции, которые с этого места были лучше видны. Тем временем наши войска густыми колоннами двинулись из деревни Вублы и, несмотря на сильный огонь неприятеля, вырывавший из строя целые ряды солдат, шли вперед по местности, над которой в этом пункте господствовали неприятельские позиции; большинство молодых офицеров шли сами с ружьями в руках и с громким «ура!» бросались впереди своих частей. Пехота стреляла мало, так как неприятель, скрывавшийся большею частью в траншеях, представлял слишком неудобную цель; его выбивали из траншей штыками, и около половины третьего шанцы, лежащие к северу от Вублы, были взяты штурмом, причем нам досталось одно нарезное орудие.

На некоторое время наступил небольшой перерыв в сражении. Войска, двигавшиеся до сих пор по открытой местности, вошли в мест-