Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/85

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

временемъ наши войска двинулись впередъ и лишь вошли въ сферу непріятельскихъ выстрѣловъ, какъ были встрѣчены сильнымъ ружейнымъ и пушечнымъ огнемъ. Медленно, шагъ за шагомъ, поднимаясь по крутому подъему, войска подошли къ первому ложементу. Уже раздались крики «Аллахъ!» и нѣкоторые турецкіе офицеры, желая поощрить людей къ рукопашной схваткѣ, вскочили на брустверъ, но при видѣ безостановочнаго наступленія нашихъ войскъ, турки не выдержали и бросили первый ложементъ; за нимъ, подъ тѣмъ же губительнымъ огнемъ, былъ взятъ и второй, а къ десяти часамъ наши войска заняли уже Гелявердинскую вершину, совершивъ подъ страшнымъ ружейнымъ и орудійнымъ огнемъ крутой полутора-верстный подъемъ.

Здѣсь войскамъ приказано было остановиться, отдохнуть и приготовиться для атаки лагеря. Послѣ десяти-минутной передышки, одушевленные первыми успѣхами, наши войска, съ крикомъ «ура!» бросились впередъ и взяли лагерь. Турки отступили частью въ Ардаганъ, частью въ укрѣпленіе Эмиръ-Оглы. Занятіемъ высотъ и овладѣніемъ лагеремъ исполнена была только половина задачи: предстояло еще взять самое укрѣпленіе, и при томъ возможно скорѣе, такъ какъ наши войска, находившіяся на возвышенномъ плато, подвергались убійственному огню изъ укрѣпленія Эмиръ-Оглы. Поэтому генералъ-лейтенантъ Девель, не желая подвергать напраснымъ потерямъ свои войска и имѣя въ виду воспользоваться нравственной энергіей, возбужденной въ нихъ первыми успѣхами, рѣшился штурмовать укрѣпленіе. Батальоны, съ криками «ура!», бросились впередъ и ровно въ часъ укрѣпленіе было взято. Трофеями были 10 орудій, множество ружей, 2 ящика съ патронами, большіе запасы пороху и артиллерійскихъ снарядовъ.

Съ занятіемъ Гелявердинскихъ высотъ, на слѣдующій день 5-го мая рѣшено было атаковать укрѣпленія Ардагана открытою силою, выждавъ сначала дѣйствіе артиллеріи, сосредоточившей огонь на городъ и городскія укрѣпленія. Канонада, открытая разомъ со всѣхъ нашихъ батарей въ 3 часа пополудни, вскорѣ оказала замѣтное вліяніе на укрѣпленія; въ нихъ стали замѣчаться суета и безпорядокъ. Около 4½ часовъ, генералъ Лорисъ-Меликовъ послалъ къ генералу Гейману съ предложеніемъ: не слѣдуетъ ли приступить къ атакѣ немедленно. Почти въ тоже время и генералъ Гейманъ прислалъ къ командующему корпусомъ ординарца съ тѣмъ-же запросомъ. Вслѣдствіе этого, несмотря на приближеніе вечера, рѣшено было атаковать укрѣпленія въ 6 часовъ.

Генералъ-лейтенантъ Гейманъ, ставъ во главѣ своихъ войскъ, повелъ ихъ въ атаку; сначала войска наши открыли учащенный огонь, а затѣмъ

Тот же текст в современной орфографии

временем наши войска двинулись вперед и лишь вошли в сферу неприятельских выстрелов, как были встречены сильным ружейным и пушечным огнем. Медленно, шаг за шагом поднимаясь по крутому подъему, войска подошли к первому ложементу. Уже раздались крики «аллах!» и некоторые турецкие офицеры, желая поощрить людей к рукопашной схватке, вскочили на бруствер, но при виде безостановочного наступления наших войск, турки не выдержали и бросили первый ложемент; за ним под тем же губительным огнем был взят и второй, а к десяти часам наши войска заняли уже Гелявердинскую вершину, совершив под страшным ружейным и орудийным огнем крутой полутораверстный подъем.

Здесь войскам приказано было остановиться, отдохнуть и приготовиться для атаки лагеря. После десятиминутной передышки, одушевленные первыми успехами, наши войска, с криком «ура!» бросились вперед и взяли лагерь. Турки отступили частью в Ардаган, частью в укрепление Эмир-Оглы. Занятием высот и овладением лагерем исполнена была только половина задачи: предстояло еще взять само укрепление и притом возможно скорее, так как наши войска, находившиеся на возвышенном плато, подвергались убийственному огню из укрепления Эмир-Оглы. Поэтому генерал-лейтенант Девель, не желая подвергать напрасным потерям свои войска и имея в виду воспользоваться нравственной энергией, возбужденной в них первыми успехами, решился штурмовать укрепление. Батальоны с криками «ура!» бросились вперед и ровно в час укрепление было взято. Трофеями были десять орудий, множество ружей, два ящика с патронами, большие запасы пороху и артиллерийских снарядов.

С занятием Гелявердинских высот, на следующий день 5 мая решено было атаковать укрепления Ардагана открытою силою, выждав сначала действие артиллерии, сосредоточившей огонь на город и городские укрепления. Канонада, открытая разом со всех наших батарей в три часа пополудни, вскоре оказала заметное влияние на укрепления; в них стали замечаться суета и беспорядок. Около четырех с половиной часов генерал Лорис-Меликов послал к генералу Гейману с предложением: не следует ли приступить к атаке немедленно. Почти в то же время и генерал Гейман прислал к командующему корпусом ординарца с тем же запросом. Вследствие этого, несмотря на приближение вечера, решено было атаковать укрепления в шесть часов.

Генерал-лейтенант Гейман, став во главе своих войск, повел их в атаку; сначала войска наши открыли учащенный огонь, а затем