Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/90

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

тіе русскими войсками этого большаго города, можно положительно сказать, представляетъ одно изъ безпримѣрныхъ дѣлъ въ военнной исторіи: бригада кавалеріи занимаетъ съ бою городъ съ 40.000 населенія; городъ, расположенный въ пересеченной и трудно проходимой мѣстности, городъ, снабженный артиллеріею, расположенный въ великолѣпно-устроенныхъ батареяхъ, и снабженный всѣмъ необходимымъ для боя. Дѣйствительно, трудно вѣрилось, чтобы это былъ такъ, что Тырново взяли два драгунскихъ полка при одной батареѣ конной артиллеріи; что наступленіе дѣлали спѣшенные драгуны, что потери мы имѣли всего четыре человѣка; а между тѣмъ, все это было дѣйствительно такъ.

Какъ говорятъ, генералу Гурко дано было приказаніе занять Тырновъ, во чтобы то ни стало, въ теченіи семи дней. Генералъ выслалъ драгунскую бригаду подъ командою Его Высочества принца Евгенія Максимиліановича Лейхтенбергскаго. Перемѣннымъ аллюромъ и форсированнымъ маршемъ быстро подошли драгуны и, какъ снѣгъ, на голову, явились у воротъ непріятельскаго города. Единственный путь къ городу ведетъ чрезъ ущелье, для котораго достаточно было одного непріятельскаго батальона, чтобы остановить нетолько бригаду кавалеріи, но и болѣе сильный отрядъ наступающихъ войскъ. Между тѣмъ, наши драгуны, подскакавъ къ предмѣстью Тырнова, спѣшились и заняли лѣвыя возвышенности или холмы, укрываясь за которыми, начали наступленіе на правыя высоты, занятыя непріятелемъ и непріятельскою артиллеріею. Нѣсколько непріятельскихъ выстрѣловъ причинили сначала имъ вредъ и останавливали ходъ драгунъ; но какъ только конная баттарея послала непріятелю 5—6 выстрѣловъ, они бросили и свои позиціи, и лагерь, и все, что только имѣли тамъ. Драгуны ударили въ штыки, въ аттаку, полѣзли на горы и сдѣлали все это такъ быстро, что непріятель неуспѣлъ даже собрать свои лагерные запасы, патроны, палатки и оставилъ въ покинутомъ лагерѣ знамя.

Русскія войска вошли въ Тырновъ и были радушно встрѣчены христіанскимъ населеніемъ города. Болгары, видя въ пришедшихъ русскихъ солдатахъ своихъ освободителей, старались принять давно жданныхъ гостей со всею щедростью, свойственною этому гостепріимному народу.

Малодецкое занятіе бывшей столицы Болгаріи, было только началомъ дальнѣйшихъ блестящихъ дѣлъ передоваго отряда. Послѣ взятія Тырнова, генералъ Гурко рѣшился на смѣлое предпріятіе: — занять проходы черезъ Балканы. Для возможно быстраго исполненія этого, нужно было отыскать такой горный проходъ, по которому можно было-бы обойти турокъ, занявшихъ два прохода, ведущихъ изъ Тырнова на Елену (колесный путь);

Тот же текст в современной орфографии

тие русскими войсками этого большого города, можно положительно сказать, представляет одно из беспримерных дел в военной истории: бригада кавалерии занимает с бою город с сорока тысячами населения; город, расположенный в пересеченной и трудно проходимой местности, город, снабженный артиллерией, расположенный в великолепно устроенных батареях и снабженный всем необходимым для боя. Действительно, трудно верилось, чтобы это было так, что Тырново взяли два драгунских полка при одной батарее конной артиллерии; что наступление делали спешенные драгуны, что потери мы имели всего четыре человека; а между тем все это было действительно так.

Как говорят, генералу Гурко дано было приказание занять Тырнов во чтобы то ни стало в течение семи дней. Генерал выслал драгунскую бригаду под командою его высочества принца Евгения Максимилиановича Лейхтенбергского. Переменным аллюром и форсированным маршем быстро подошли драгуны и как снег на голову явились у ворот неприятельского города. Единственный путь к городу ведет чрез ущелье, для которого достаточно было одного неприятельского батальона, чтобы остановить не только бригаду кавалерии, но и более сильный отряд наступающих войск. Между тем наши драгуны, подскакав к предместью Тырнова, спешились и заняли левые возвышенности или холмы, укрываясь за которыми, начали наступление на правые высоты, занятые неприятелем и неприятельскою артиллерией. Несколько неприятельских выстрелов причинили сначала им вред и останавливали ход драгун; но как только конная батарея послала неприятелю пять-шесть выстрелов, они бросили и свои позиции, и лагерь, и все, что только имели там. Драгуны ударили в штыки, в атаку, полезли на горы и сделали все это так быстро, что неприятель не успел даже собрать свои лагерные запасы, патроны, палатки и оставил в покинутом лагере знамя.

Русские войска вошли в Тырнов и были радушно встречены христианским населением города. Болгары, видя в пришедших русских солдатах своих освободителей, старались принять давно жданных гостей со всею щедростью, свойственною этому гостеприимному народу.

Молодецкое занятие бывшей столицы Болгарии, было только началом дальнейших блестящих дел передового отряда. После взятия Тырнова, генерал Гурко решился на смелое предприятие: занять проходы через Балканы. Для возможно быстрого исполнения этого нужно было отыскать такой горный проход, по которому можно было бы обойти турок, занявших два прохода, ведущих из Тырнова на Елену (колесный путь);