Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/92

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

подкрѣпленіе, перешелъ въ наступленіе; но наши войска, послѣ энергичнаго отпора въ свою очередь погнали турокъ, которые оставили въ нашихъ рукахъ два лагеря, гдѣ мы нашли брошенное орудіе, патроны, предметы обмундирования и снаряженія, хирургические предметы и перевязочные припасы; въ плѣнъ взяли семь человѣкъ. Непріятель, котораго было четыре батальона, отступилъ въ Сливно. На слѣдующій день генералъ Гурко выслалъ развѣдочный отрядъ къ сторонѣ Сливно и Ени-Загры. Отрядъ этотъ былъ встрѣченъ толпами баши-бузуковъ и черкесовъ, за которыми слѣдовало три батальона пѣхоты съ двумя орудіями; наши, получивъ подкрѣпленіе, обратили турокъ въ полнѣйшее бѣгство и преслѣдовали до наступленія темноты.

Затѣмъ на другой день генералъ Гурко двинулся по дорогѣ на Казанлыкъ, но при деревнѣ Уфлани встрѣтилъ многочисленного непріятеля. Завязался бой и, послѣ упорнаго сопротивленія, непріятель былъ выбитъ штыками изъ занятыхъ имъ позицій. Потеря турокъ была огромная, однихъ убитыхъ найдено на полѣ сраженія до 400, мы же потеряли до 90 человѣкъ. Городъ Казанлыкъ былъ нами занятъ около 12 часовъ дня, 5-го іюня. Генералъ Гурко хотѣлъ было тотчасъ же идти къ д. Шипкѣ, чтобы въ тотъ же день занять перевалъ, но пѣхота была такъ утомлена палящимъ зноемъ, подъ которымъ ей приходилось сражаться и преслѣдовать неприятеля, что необходимо было дать ей отдыхъ.

Въ этотъ день должна была произойти аттака перевала съ сѣверной стороны, какъ это было условлено заранѣе. Но такъ какъ, при движеніи отряда генерала Гурко отъ Хаинкіоя до Казанлыка, приходилось имѣть съ непріятелемъ постоянныя стычки, вслѣдствіе чего не представилось возможности начать аттаку перевала 5-го іюля, то аттака Шипкинскаго перевала съ сѣверной стороны была неудачна.

6-го іюля, генералъ Гурко началъ движеніе отъ Казанлыка къ дер. Шипки, и не поддерживаемый аттакою габровскаго отряда съ сѣвера очутился въ такомъ же положеніи, въ какомъ былъ габровскій отрядъ вчера. Аттака перевала съ южной стороны началась тѣмъ, что два стрѣлковые батальона стали взбираться на кручу по лѣсной тропинкѣ съ восточной стороны; двѣ роты пластуновъ съ южной. Скрытно подойдя къ первой неприятельской позиціи оба стрѣлковые батальона заняли ее и сразу хотѣли продолжать наступленіе, какъ вдругъ на слѣдующей позиціи, на горѣ св. Николая, показался бѣлый флагъ и турки стали показывать знаками, что хотятъ сдаться. Въ то же время два турецкихъ офицера, также съ бѣлыми флагами въ рукахъ, отдѣлились отъ войскъ и стали спускаться съ горы св. Николая къ нашимъ стрѣлкамъ. Командиры обоихъ стрѣлковыхъ

Тот же текст в современной орфографии

подкрепление, перешел в наступление; но наши войска после энергичного отпора в свою очередь погнали турок, которые оставили в наших руках два лагеря, где мы нашли брошенное орудие, патроны, предметы обмундирования и снаряжения, хирургические предметы и перевязочные припасы; в плен взяли семь человек. Неприятель, которого было четыре батальона, отступил в Сливно. На следующий день генерал Гурко выслал разведочный отряд к стороне Сливно и Ени-Загры. Отряд этот был встречен толпами башибузуков и черкесов, за которыми следовало три батальона пехоты с двумя орудиями; наши, получив подкрепление, обратили турок в полнейшее бегство и преследовали до наступления темноты.

Затем на другой день генерал Гурко двинулся по дороге на Казанлык, но при деревне Уфлани встретил многочисленного неприятеля. Завязался бой и после упорного сопротивления неприятель был выбит штыками из занятых им позиций. Потеря турок была огромная, одних убитых найдено на поле сражения до четырехсот, мы же потеряли до девяноста человек. Город Казанлык был нами занят около двенадцати часов дня 5 июня. Генерал Гурко хотел было тотчас же идти к деревне Шипке, чтобы в тот же день занять перевал, но пехота была так утомлена палящим зноем, под которым ей приходилось сражаться и преследовать неприятеля, что необходимо было дать ей отдых.

В этот день должна была произойти атака перевала с северной стороны, как это было условлено заранее. Но так как при движении отряда генерала Гурко от Хаинкиоя до Казанлыка, приходилось иметь с неприятелем постоянные стычки, вследствие чего не представилось возможности начать атаку перевала 5 июля, то атака Шипкинского перевала с северной стороны была неудачна.

6 июля генерал Гурко начал движение от Казанлыка к деревне Шипки, и не поддерживаемый атакою габровского отряда с севера, очутился в таком же положении, в каком был габровский отряд вчера. Атака перевала с южной стороны началась тем, что два стрелковые батальона стали взбираться на кручу по лесной тропинке с восточной стороны; две роты пластунов с южной. Скрытно подойдя к первой неприятельской позиции, оба стрелковые батальона заняли ее и сразу хотели продолжать наступление, как вдруг на следующей позиции, на горе Святого Николая, показался белый флаг и турки стали показывать знаками, что хотят сдаться. В то же время два турецких офицера, также с белыми флагами в руках, отделились от войск и стали спускаться с горы Святого Николая к нашим стрелкам. Командиры обоих стрелковых