Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/97

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

но при той системѣ обороны шоссе, ведущаго изъ Плевны въ Софію, которая была введена Османомъ, нельзя было серьезно думать остановить подвозъ провіанта и боевыхъ припасовъ, слѣдовавшихъ по этому шоссе въ Плевну. Оборона софійскаго шоссе состояла въ слѣдующемъ: по обѣ стороны шоссе была выдвинута рѣдкая кавалерийская цѣпь, укрывавшаяся въ ложементахъ. Далѣе, черезъ каждые 5—10 верстъ (Дольній и Горный Дубняки, Телишъ, Луковица и др.) устроены были сильно укрѣпленные этапы, занятые довольно значительными гарнизонами.

Транспорты, слѣдовавшіе въ Плевно, передвигались небольшими частями: повозокъ 50—100. При нападеніи нашей кавалеріи, она всегда встрѣчала пѣхоту, борьба съ которой требовала времени, а между тѣмъ транспортъ успѣвалъ укрыться въ ближайшемъ этапѣ.

Было рѣшено перерѣзать этотъ жизненный нервъ Османа-паши, для чего занять всѣ укрѣпленные пункты по шоссе, начавъ съ Горнаго Дубняка. Исполненіе этого и было поручено гвардіи, находившейся подъ командою генерала Гурко.

12-го октября авангардъ нашихъ войскъ двинулся по направленію къ Горному Дубняку и послѣ незначительной стычки съ турками перешелъ рѣку Видъ, куда затѣмъ была перевезена и артиллерія. Наши орудія расположились обширнымъ полукругомъ вокругъ турецкой позиціи и открыли общій огонь.

Снарядъ за снарядомъ попадалъ въ брустверы редута, но турки не переставали отвѣчать на огонь; въ полдень отъ войскъ назначены были полки для атаки. Колонны взобрались на высоту и утвердились тамъ на разстояніи 500 метровъ отъ непріятельской позиціи, турки осыпали ихъ цѣлымъ градомъ снарядовъ, но онѣ, прикрытыя одной рытвиной, терпѣли сначала незначительныя потери. Послѣ кратковременнаго отдыха полки двинулись впередъ, подошли еще на 200 шаговъ, но замѣтили, что на этотъ разъ врядъ-ли можно будетъ завладеть позиціей. Вслѣдствіе этого, перемѣнили расположеніе артиллеріи и вывели войска изъ непріятельскаго огня, чтобы предпринять потомъ второе нападеніе. Въ половинѣ втораго образовалась свѣжая колонна; въ центрѣ ея шелъ драгунскій полкъ, который спѣшился и поручилъ охрану своихъ лошадей казачьему полку, стоящему въ долинѣ. Въ 2 часа пошла на приступъ вторая штурмовая колонна подъ защитой артиллеріи; войска взошли на высоту, заняли редантъ и остановились за нимъ для отдыха, чтобы продолжать потомъ наступленіе. Снарядъ за снярядомъ разсѣкалъ воздухъ, дымъ окутывалъ всю окрестность и почти вовсе ничего не было видно, но за то слышался съ обѣихъ сторонъ страшный трескъ ружейнаго огня, который усиливался по мѣрѣ того, какъ наступающія

Тот же текст в современной орфографии

но при той системе обороны шоссе, ведущего из Плевны в Софию, которая была введена Османом, нельзя было серьезно думать остановить подвоз провианта и боевых припасов, следовавших по этому шоссе в Плевну. Оборона софийского шоссе состояла в следующем: по обе стороны шоссе была выдвинута редкая кавалерийская цепь, укрывавшаяся в ложементах. Далее через каждые пять-десять верст (Дольний и Горный Дубняки, Телиш, Луковица и другие) устроены были сильно укрепленные этапы, занятые довольно значительными гарнизонами.

Транспорты, следовавшие в Плевно, передвигались небольшими частями: повозок пятьдесят — сто. При нападении нашей кавалерии она всегда встречала пехоту, борьба с которой требовала времени, а между тем транспорт успевал укрыться в ближайшем этапе.

Было решено перерезать этот жизненный нерв Османа-паши, для чего занять все укрепленные пункты по шоссе, начав с Горного Дубняка. Исполнение этого и было поручено гвардии, находившейся под командою генерала Гурко.

12 октября авангард наших войск двинулся по направлению к Горному Дубняку и после незначительной стычки с турками перешел реку Вид, куда затем была перевезена и артиллерия. Наши орудия расположились обширным полукругом вокруг турецкой позиции и открыли общий огонь.

Снаряд за снарядом попадал в брустверы редута, но турки не переставали отвечать на огонь; в полдень от войск назначены были полки для атаки. Колонны взобрались на высоту и утвердились там на расстоянии пятисот метров от неприятельской позиции, турки осыпали их целым градом снарядов, но они, прикрытые одной рытвиной, терпели сначала незначительные потери. После кратковременного отдыха полки двинулись вперед, подошли еще на двести шагов, но заметили, что на этот раз вряд ли можно будет завладеть позицией. Вследствие этого переменили расположение артиллерии и вывели войска из неприятельского огня, чтобы предпринять потом второе нападение. В половине второго образовалась свежая колонна; в центре ее шел драгунский полк, который спешился и поручил охрану своих лошадей казачьему полку, стоящему в долине. В два часа пошла на приступ вторая штурмовая колонна под защитой артиллерии; войска взошли на высоту, заняли редант и остановились за ним для отдыха, чтобы продолжать потом наступление. Снаряд за снарядом рассекал воздух, дым окутывал всю окрестность и почти вовсе ничего не было видно, но зато слышался с обеих сторон страшный треск ружейного огня, который усиливался по мере того, как наступающие