Страница:Heine-Volume-1.pdf/185

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 185 —

нѳзапамятныхъ временъ упражнялись въ стрѣляніи дикихь козъ, то и внукъ находить удовольствіе въ этомъ наслѣд-ственномъ занятіи. Мои же предки принадлежали не къ охотящимся, а гораздо больше—къ тѣмъ, за которыми охотятся, и пожелай я стрѣлять въ потомковъ ихъ бывшихъ товарищей, моя кровь возмутилась бы противъ этого. Знаю я даже по опыту, что измѣривъ разстояніе, мнѣ легче вы-стрѣлить въ того охотника, который желаетъ возвращенія временъ, когда и люди служили матеріаломъ для высокихъ охотъ. Эти времена, славу Богу, миновали! Если подобнымъ охотникамъ и приходить въ настоящую пору желаніе поохотиться на человѣка, то они должны заплатить ему за это, какъ было, напримѣръ, съ скороходомъ, котораго я вц-дѣлъ два года назадъ въ Геттингенѣ. Бѣднякъ въ удушливый зной воскреснаго дня добѣгался уже до порядочной устали, когда нѣсколько ганноверскихъ дворянчиковъ, изу-чившихъ тамъ Ьшпапіога, предложили ему пару талеровъ, если онъ еще разъ пробѣжитъ то же самое пространство; и онъ бѣжалъ, и былъ блѣденъ какъ смерть, и одѣтъ въ красную куртку, и слѣдомъ за нимъ въ клубахъ пыли галопировали упитанные, высокородные юноши на статныхъ коняхъ, копыта которыхъ задѣвали по временамъ задыхав-шагося въ травлѣ человѣка—и это былъ человѣкъ.

Ради опыта—ибо надо мнѣ получше пріучать свою кровь— я пошелъ вчера на охоту. Выстрѣлилъ я въ нѣсколькихъ чаекъ, черезчуръ ужъ безпечно летавшихъ вокругъ меня, хотя онѣ и не могли знать опредѣлительно, что я скверно стрѣляю. Я не намѣревался попасть въ нихъ, а хотЬлъ только предостеречь, чтобы онѣ въ другой разъ береглись людей съ ружьями въ рукахъ; но далъ промахъ и имѣлъ несчастіе убить на смерть одну молодую чайку. Хорошо, что то была не старая; потому что въ этомъ случаѣ чтб сталось бы съ бѣдными маленькими чаечками, которыя, еще не онеренныя лежатъ въ песчаныхъ гнѣздахъ большой дюны и безъ матери умерли бы съ голоду! У меня уже заранѣе было предчувствіе, что на охотѣ мнѣ не повезетъ: заядъ перебѣжалъ дорогу.

Особенно чудяб становится у меня на душѣ, когда въ сумерки я брожу по берегу Одинъ—позади меня плоскія дюны, передо мною волнующееся, неизмЬримое море, надо мной небо, какъ исполинскій куполъ... въ эти минуты я представляюсь самому себѣ крошечнымъ, какъ муравей, а между тѣмъ моя душа такъ безконечно расширяется.

Высокая простота природы, какою окруженъ я здѣсь, смиряетъ