Страница:Heine-Volume-1.pdf/359

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 359 —

эстафеты ко всѣмъ королямъ, и я, вырѣзывая ему въ это время мозоль, думалъ въ душѣ; ты держишь теперь въ рукахъ ногу человѣка, который самъ держитъ въ рукахъ весь ціръ, и ты тоже важный человѣкъ, ибо иодрѣжь ты ему мозоль слищкомъ сильно, онъ разсердится и подрѣжетъ самыхъ могущественцыхъ королей еще сильнѣе... То была счастливѣйшая минута въ моей экизни!

— Я могу себѣ представить это прекрасное чувство, господинъ Гіацинтъ. Но какого изъ Ротшильдовской ди-щстіи вы ампутировали такимъ образомъ? Велцкодушнаго ли британца, живущаго въ Ломбардной улицѣ, устропвгааго заемцый банкъ для императоровъ и королей?

— Само собою разумеется, господинъ докторъ, я разумѣю великаго Ротшильда, великаго Натана Ротшильда. Натана мудраго, у котораго бразильскій императоръ заложилъ свою брилліацтовую корону. Но я имѣлъ также честь познакомиться съ бароцомъ Соломономъ Ротшильдомъ во Франкфуртѣ, и если не пользовался интимностью его ноги, то все-таки онъ доп статочяр цѣнилъ меня. Когда господинъ маркизъ сообщилъ ему, что я нѣкогда былъ лотерейнымъ коллекторомъ, то баронъ замѣтилъ очень остроумно: «Я вѣдь тоже нѣчто въ этомъ родѣ: я вѣдь оберъ-коллекторъ Ротшильдовскихъ лотерейныхъ би-летовъ, и отнюдь не допущу моего коллегу обѣдать съ прислугой, онъ будетъ обѣдат{> за моимъ столомъ»... И какъ Богъ святъ, господинъ докторъ, я сидѣлъ рядомъ съ Соломономъ Ротшильдомъ, и оцъ обращался со мною, какъ съ своимъ равнымъ, совершенно фащідіонерно. Былъ я у него и щ знаменитомъ дѣтскомъ балѣ, оиисанномъ въ газетахъ. Такой роскоши не увижу я ро всю свою жизнь. Вѣдь былъ № я ръ Гамбургѣ на одномъ балѣ, который стоилъ 1.500 марокъ ц 8 шилинговъ! Но это было то же, что кучка сору въ сравнены съ большой кучей навоза. Сколько золота и серебра, и брильянтовъ пришлось мнѣ тамъ увидѣть! Сколько звѣздъ и орденовъ! Орденъ Сокола, Золотое Руно, орденъ Льва, орденъ Орла....: даже совсѣмъ маленькій ребе-нокъ, увѣряю васъ, совсѣмъ маленькій ребенокъ, былъ съ орденомъ Слона. Дѣти были прекрасно маскированы, играли въ заемъ и были одѣтьт королями, съ коронами на голо-вахъ, а Одинъ быдъ одѣтъ совершенно такъ, какъ старый Натанъ Ротщильдъ. Онъ разыгрывалъ свою роль очень хорошо, держалъ обѣ руки въ карманахъ нанталопъ, брен-чадъ деньгами, сердито отряхивался, когда какой-нибудь

изъ маленькпхъ королей просилъ у него взаймы, и только