Страница:Heine-Volume-1.pdf/502

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— Г>02 —

третьихъ рукахъ, что онъ * очень любить бифштексъ, и что, наконецъ... Богъ знаетъ, чего я еще не наговорить о Вел-лингтонѣ въ то время, какъ бритва лежала у моего горла.

Что меня больше всего возмущаетъ, такъ это мысль, что Артуръ Веллингтонъ будетъ почти такъ же безсмертенъ, какъ Наполеонъ Бонапарте. Вѣдь осталось Же незабвеннымъ имя Понтія Пилата!.. Веллингтонъ и Наполеонъ! Удивительный это феноменъ, что человѣческій умъ можетъ думать объ этихъ двухъ людяхъ въ одно и то же время. Никакія вещи не могутъ быть такъ противоположны, какъ эти два лица, даже во внѣшнемъ ихъ проявленіи. Веллингтонъ, глупый призракъ, съ пепельно-сѣрой душою въ клеенчатомъ тѣлѣ, съ деревянного улюбкою на замороженномъ лицЬ,—и ря-домъ съ нимъ образъ Наполеона, божества отъ головы до ногъ!

Этотъ образъ никогда не выходитъ изъ моей памяти. Я все еще вижу его на конѣ, съ вѣчными глазами на мра-морномъ императорскомъ лицѣ, спокойно, какъ судьба, смо-тряіцаго на мимо проходящую гвардію... въ то время онъ посылалъ ее въ Россію, и старые гренадеры смотрѣли на 1 него, такъ страшно преданные, такъ сознательно серьезные, такъ мертвенно гордые...

Те, Саезаг, тогііигі заіиіапі!

Иногда прокрадывается въ меня тайное сомнѣніе, действительно ли я видѣлъ его самого, дѣйствительно ли мы были его современниками, и тогда на дупгЬ моей становится такъ, какъ будто образъ его, вырванный изъ маленькой рамки настоящаго, все повелительнѣе и гордѣе удаляется въ сумерки прошедшаго. Уже одно имя его звучитъ, какъ вѣсть изъ міра нашихъ предковъ, и въ немъ столько же античнаго и героическаго, сколько въ именахъ Александра и Цезаря. Оно сдѣлалось уже лозунгомъ для народовъ, и когда востокъ и западъ встрѣчаются, то понимаютъ другъ друга только посредствомъ одного этого имени.

Сколько въ немъ можетъ быть знаменательнаго и магн-ческаго, это лучше всего понялъ я, когда однажды, въ лондонской гавани, гдѣ устроены индійскіе доки, взошелъ на палубу остъ-индскаго корабля, только-что пріѣхавшаго изъ Бенгаліи. Это было исполинское судно, нагруженное боль-шлмъ числомъ жителей Индостана. Причудливыя фигуры п группы, странные пестрые костюмы, загадочныя мины,

курьезныя движенія, незнакомый звукъ языка, ликованія и