Страница:Heine-Volume-1.pdf/624

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 624 —

великимъ поэтомъ, потому что убѣдился, что нѳ могу долѣе йграть мою политическую роль, смѣшной радикализмъ. На-противъ того, радикалы начали нападать на меня гласно (тайно они всегда это дѣлали), они не оставляли во мнѣ ни одного здороваго мѣста, отвергали во мнѣ всякій характеръ и признавали только, какъ поэта. Да, я, такъ сказать, получилъ политическую отставку и былъ съ пенсіономъ от-правленъ на Парнасъ. Кто знакомъ съ двумя вышеупомянутыми партіями, тотъ легко одѣнитъ великодушіе, съ ко-торымъ онѣ оставили мнѣ титулъ поэта. Одни видятъ въ поэтЬ только мечтательнаго приверженца бездѣйственныхъ идеаловъ. Другіе ничего не видятъ въ поэтѣ; ихъ сухая пустота не откликается на поэзію даже малѣйшимъ звукомъ.

Чтб составляете характеристическое свойство поэта— объ этомъ мы не станемъ здѣсь разсуждать. Но не можемъ не высказать своего мнѣнія о понятіи, которое обыкновенно соединяется съ словомъ «характеръ».

Чтб понимается подъ словомъ «характеръ»?

Характеръ имѣетъ тотъ человѣкъ, который живетъ и дѣй-ствуетъ въ опредѣленномъ кругу опредѣленныхъ воззрѣній на жизнь, такъ сказать, отожествляется съ этимъ кругомъ и никогда не впадаетъ въ противорѣчіе со своими мыслями и чувствами. Вслѣдствіе этого, когда дѣло идетъ о геніаль-ныхъ,' превосходящихъ свое время, умахъ, тогда масса не можетъ рѣшить, есть ли у нихъ характеръ, или нѣтъ, потому что масса не достаточно дальнозорка для того, чтобы раз^ смотрѣть кругъ, въ которомъ вращаются эти высокіе умы. Да, такъ какъ масса не знаетъ предѣловъ желаній и потребностей этихъ высшихъ умовъ, то весьма часто случается, что въ ихъ дѣйствіяхъ она не видитъ ни права на эти дѣй-ствія, ни необходимости въ нихъ, и тогда умственно слѣпые и близорукіѳ начинаютъ жаловаться на произволъ, иепослѣ-довательность, безхарактерность. Менѣе даровитые люди, которыхъ болѣе поверхностное и узкое міросозерцаніе до-ступнѣе для взора и изслѣдованія, и которые, такъ сказать, разъ навсегда провозгласили на общественной площади и популярнымъ языкомъ программу своей жизни —эти люди скорѣе понимаются почтенною публикой: у нея есть мас-штабъ для всѣхъ дѣйствій ихъ, она при этомъ радуется своей собственной понятливости, какъ разрѣшенной загадкѣ, и съ восторгомъ говорить: «вотъ это характеръ!»

Тотъ человѣкъ несомнѣнно долженъ быть признанъ

ограниченным^ котораго ограниченная толпа легко пошшаетъ